Линки доступности

Сторонники «Набукко» убеждены, что от реализации проекта выиграют все страны-участницы


Вопросы энергетической безопасности Европы широко обсуждаются в американских академических и дипломатических кругах. Актуальность этой темы особенно возросла после подписания 15 июля в Анкаре премьер-министрами Турции и четырех стран Евросоюза – Венгрии, Румынии, Болгарии и Австрии – межправительственного соглашения о строительстве газопровода «Набукко», по которому каспийский газ в обход России будет доставляться в Европу. Среди стран, подкрепивших свое стремление начать реализацию проекта, Турция – крупнейший энергетический партнер России.

В Брукингском институте прошла конференции «Россия и Турция: региональная стратегия в области энергетики», где представители американских и российских аналитических кругов и бывшие дипломаты обсудили вопросы сотрудничества России и Турции в области энергетики.

Волкан Вурал, бывший турецкий посол в России, отметил, что сотрудничество между Россией и Турцией носит динамичный и многосторонний характер. «До 75% газового импорта Турции приходится на Россию. Поэтому Турция не меньше чем страны Евросоюза зависит от энергетических поставок из России, - говорит он, - однако это совсем не беспокоит Анкару, так как зависимость обоюдная». По мнению Вурала, странам ЕС не следует драматизировать вопросы снижения энергетической зависимости от России, а Москве, в свою очередь, надо быть более гибкой в вопросах диверсификации поставок газа на Европейский рынок. Волкан Вулар напомнил, что во время церемонии подписания соглашения премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган выразил надежду на участие в проекте как России, так и Ирана.

Джефф Макхолм, вице-президент Национальной исследовательской ассоциации экономистов, считает, что проблема энергетической независимости Европы – это экономическая проблема, и ее не решить только одними попытками диверсифицировать поставки газа. «Не следует думать, что диверсификация будет панацеей от энергетических проблем, с которыми страны ЕС сталкиваются на протяжении многих лет, - отмечает он. - Проблема энергетической безопасности Европы заключается в отсутствии единой энергетической политики ЕС. Здесь нет единого рынка, действуют устаревшие формы контрактов. Странам ЕС предстоит сделать то же самое, что, например, американцы сделали 25 назад – создали рынок, единую систему энергоснабжения и отказались от долгосрочных сделок. Для США уже давно не существует понятия «энергетическая независимость», так как перебои в одном регионе или с одним поставщиком могут быть немедленно разрешены за счет других участников рынка».

Владимир Милов, президент Института энергетической политики России, согласен с послом Волканом Вуралом, что пока ЕС пытается уменьшить энергетическую зависимость от России, Турция, напротив, укрепляет сотрудничество с Москвой в этой области. «Москва пытается использовать турецкую территорию для транзита газа и уменьшения ее зависимости от Белоруссии и Украины. Актуальность турецкого направления особенно возросла после последнего газового конфликта между Россией и Украиной, когда стало ясно, что Москве будет сложно договориться с Киевом по использованию украинских территориальных вод Черного моря для реализации проекта «Южный поток».

Милов отметил, что Россия впервые за долгие годы заговорила о строительстве второй ветки газопровода «Голубой поток». «Однако отношения между Россией и Турцией не так безоблачны. Стремление Турции стать не только транзитной страной, но и закупать часть российского или центрально-азиатского газа с целью перепродажи в Европу сталкивается с серьезным сопротивлением со стороны Москвы, - отмечает Милов. - Россию также раздражает то, что Анкара подписала соглашение по проекту «Набукко».

По мнению Милова, Москва делает серьезную ошибку, пытаясь противодействовать реализации новых проектов газопроводов в обход ее территории. «Несомненно, рано или поздно такие проекты будут осуществлены, поэтому Москве следует искать варианты сотрудничества по ним, а не пытаться блокировать их». В частности, решение Москвы заблокировать участие ЛУКОЙЛа в проекте Баку-Тбилиси-Джейхан в 2002 году, когда компания реально могла получить до 7,5% активов, было весьма ошибочным, подчеркивает Владимир Милов. «Предстоящий визит Владимира Путина в Турцию может внести коррективы в энергетическую политику как Кремля, так и Анкары, и, в конечном итоге, Россия, возможно, примет участие в проекте «Набукко».

Сторонники «Набукко» убеждены, что от реализации проекта выиграют все страны-участницы, в частности, Турция сможет ускорить процесс своей интеграции в ЕС в качестве полноправного члена.

Специальный представитель Госдепартамента США по вопросам энергетики в Евразии Ричард Морнингстар отметил, что правительства стран должны только задавать правила игры для бизнеса, а не вмешиваться в его дела.

Марк Паррис, бывший американский посол в Турции в 1998-2000 годах, когда решалась судьба проекта Баку-Тбилиси-Джейхан, подчеркнул, что политическая ситуация в регионе с тех пор изменилась, и тем не менее, «есть реальный шанс повторить успех, достигнутый однажды в политической и деловой дипломатии по реализации межрегиональных проектов».

Москве следуют понять, продолжил Морнингстар, что энергетическая политика США в регионе и, в частности, поддерживаемый Вашингтоном проект «Набукко», не направлены против Москвы: «У нас с Россией больше общего, чем разногласий. Мы за сотрудничество, и призываем Москву принять участие в проекте».

Участники конференции согласились с тем, что процесс реализации проекта не будет быстрым и простым, так как еще не решен главный вопрос – заполнение газопровода газом. По мнению Морнингстара, Азербайджан и Туркменистан являются потенциальными поставщиками газа для «Набукко». «Ирак также выразил готовность принять участие в проекте, что в перспективе вполне реально. Участие же Ирана возможно только после урегулирования проблемы вокруг ядерной программы Тегерана», - подчеркнул Морнингстар.

Бывший турецкий посол в Иране и США Митхат Балкан считает, что для успешной реализация проекта потребуются усилия со стороны всех участников проекта. «Не следует забывать, что имидж США в регионе за годы правления президента Джорджа Буша сильно упал. Более того, страны региона не хотят вступать в конфронтацию с Россией», - в заключении отметил Митхат Балкан.

XS
SM
MD
LG