Линки доступности

Видеосерия «Тайная жизнь мусульман» ломает негативные стереотипы


Кадр из серии «Тайная жизнь мусульман»
Кадр из серии «Тайная жизнь мусульман»

Продюсер Джошуа Сефтел: «Наши главные инструменты – сочувствие и юмор»

«После расколовших нацию выборов мы должны помочь нам всем сплотиться, и для этого мы решили рассказывать честные истории, очень короткие, о наших согражданах-мусульманах», - сказал в интервью «Голосу Америки» Джошуа Сефтел (Joshua Seftel), исполнительный продюсер новой серии видеоминиатюр «Тайная жизнь мусульман» (The Secret Life of Muslims).

Начиная со второго ноября, каждую неделю зрители могут видеть новый эпизод продолжительностью 3-5 минут. Дистрибуция серии «Тайная жизнь мусульман», которую ее создатели называют «инновационной», осуществляется сразу с нескольких цифровых информационных платформ, включающих новостной вебсайт VOX, крупнейшую в стране медийную сеть USA TODAY, радио PRI’s The World с ведущим Марко Верманом и программу Sunday Morning на телеканале CBS.

Главной своей задачей Сефтел и его коллеги считают противостояние исламофобии и разрушение вредных стереотипов, стимулирующих дискриминацию, угрозы и насилие в отношении американских мусульман. Лаконичные истории рассказывают о самых разных людях, об их мечтах, заботах, радостях и бедах. Большей частью они построены в форме закадрового монолога главного героя.

...Белый супрематист в Техасе убил на почве расовой и религиозной ненависти двух человек, а выживший, но тяжело раненный мусульманин, другая его жертва, простил этого убийцу, приговоренного к смертной казни.

...Молодой мусульманин служит главным имамом полицейского управления Нью-Йорка и рассказывает, через какие испытания ему пришлось пройти, прежде чем он занял этот высокий пост, и сколь укоренены в американском обществе предрассудки и подозрения в отношении тех, кто исповедует ислам.

...Известный актер, американский араб, снискавший популярность сатирическими скетчами как эстрадный комедиант, с юмором и сарказмом вспоминает, как в Голливуде его приглашали исключительно на роли «плохих ребят» и «террористов».

Эти три и остальные новеллы-эпизоды, доступные также на Facebook и YouTube, создаются большой группой авторов – журналистов, телевизионщиков, блогеров. Сопродюсером Сефтела стал Реза Аслан (Reza Aslan), писатель, ученый и комментатор, американец иранского происхождения.

Продюсер и кинорежиссер Джошуа Сефтел родился в 1968 году в Скенектади, штат Нью-Йорк. Закончил университет Тафтс. Живет в Нью-Йорке. В 22 года за документальный фильм «Lost and Found» о брошенных детях-сиротах в Румынии был номинирован на премию «Эмми». Сделал несколько документальных лент и одну игровую, политическую сатиру «Игра по-крупному» (War, Inc.) с участием Джона Кьюсака, Марисы Томей и Бена Кингсли. Его комментарии появляются на NPR, Salon.com и CBS Sunday Morning.

Джошуа Сефтел ответил по телефону на вопросы корреспондента Русской службы «Голоса Америки».

Олег Сулькин: Почему вы выбрали такой формат – микроновеллы-эпизоды и почему они выходят с такой периодичностью – раз в неделю?

Джошуа Сефтел: Мы не должны недооценивать мощь и эффективность Интернета. Я мог бы снять обычный полнометражный фильм на эту тему и поместить его на одну из стриминговых платформ. Но такой фильм многие люди, особенно те, кто подвержен исламофобии, просто не будут смотреть. А наши эпизоды, появляющиеся каждую неделю, трудно игнорировать даже недоброжелателям. Ими легко делиться в социальных сетях, пересылать родным и друзьям, совместно обсуждать.

О.С.: Что люди говорят? Какие мнения высказываются?

Дж.С.: Есть позитивные отзывы, но много и негативных. В основном от ненавистников мусульман. Они преисполнены гнева. Но большинство высказываются позитивно, примерно в пропорции пять к одному. Одна женщина написала нам, что пересылает эпизоды своей матери, чтобы переубедить в ее отрицательном мнении о мусульманах. Это именно то, на что мы рассчитываем.

О.С.: Будучи евреем, вы полагаете, что знаете досконально нюансы жизни американских мусульман?

Дж.С.: Нет, конечно. Но мое детство и юность прошли в штате Нью-Йорк в 70-80-е годы, и я на своей шкуре испытал, что такое антисемитизм. Я знаю, что это такое, когда тебе вслед кричат оскорбления, когда швыряют в тебя мелкие монетки, когда кидают камни в окна твоего дома, только потому что ты еврей. Поэтому я очень хорошо чувствую боль и страх американских мусульман, ощущающих дискриминацию и враждебность. Мы собрали большую команду, в которую вошли мусульмане, христиане, евреи, атеисты и другие, чтобы сделать фильм, противостоящий исламофобии.

О.С.: Я так понимаю, что в серии полностью отсутствует какая-либо негативная информация о мусульманах. В таком случае правильно ли будет назвать ее пропагандой?

Дж.С.: Я так к нашему проекту не отношусь. Мы ничего не придумываем, ни о чем не умалчиваем. Я беседую с разными людьми, героями отдельных эпизодов, часто подолгу, по два-три часа, чтобы потом сделать трех-пятиминутный эпизод. Но я никому не навязываю свое мнение. У меня нет специальной повестки, которую я стремлюсь воплотить. Моя повестка проста – рассказать интересную жизненную историю. Наши главные инструменты – сочувствие и юмор.

О.С.: Вы попали в самую точку горячей всеамериканской дискуссии об исламе и исламистах. Вот и избранный президент Трамп в ходе предвыборной кампании несколько раз обрушивался на мусульман с очень резкими высказываниями. Вы себя позиционируете как участника этой полемики?

Дж.С.: Так совпало, что именно сейчас выходит наша серия. Мы не знали, кто победит на выборах. Но, безусловно, риторика Трампа подогрела котел страстей. Смотрите: статьи, которые выходят сейчас о мусульманах, касаются либо терроризма, либо преступлений на почве расовой и религиозной ненависти. Если в кинофильме герой – мусульманин, то он наверняка «плохой парень», террорист. В мире 1,7 млрд мусульман, в США живут 3,3 млн мусульман. Мы не можем рассказать 3,3 млн историй, мы можем рассказать некоторые из них. Таким образом мы пытаемся хоть как-то сбалансировать антимусульманский нарратив прессы и кинематографа, показать, что американские мусульмане такие же человеческие существа, как и все остальные жители нашей страны.

О.С.: Вы не планируете продолжить работу в этом формате? Скажем, сделать цикл «Тайная жизнь евреев» или «Тайная жизнь латинос»?

Дж.С.: Не исключено. Данной серии предшествовала другая, «Тайная жизнь ученых», выпущенная моей компанией Seftel Productions. Мы пытались с помощью юмора и живых деталей разрушить стереотипные представления о людях науки, которых многие считают чокнутыми ботаниками и полуроботами. Да, вполне возможно, что, когда серия про мусульман закончится в феврале, мы затеем что-то подобное и в будущем. Но пока мы даже не знаем, сколько всего эпизодов этой серии снимем. Многое будет зависеть от наших финансовых возможностей.

XS
SM
MD
LG