Линки доступности

Мюнхенская конференция, безопасность и ПРО


Владимир Путин
Владимир Путин

Зачем Владимир Путин за месяц до президентских выборов разыгрывает антиамериканскую карту?

Около 350 участников из 60 стран мира, включая высокопоставленных чиновников и ведущих экспертов в области безопасности, соберутся в пятницу 3 февраля в Мюнхене на очередной международной конференции по безопасности. Как ожидается, в повестку дня конференции войдут вопросы глобальной безопасности и различные региональные проблемы. В том числе - эхо «арабской весны» и иранское ядерное досье. Конференция продлится с 3 по 5 февраля.

«Холодная политика» в кино и в жизни

На взгляд заведующего отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрия Данилова, в Мюнхене получит свое развитие тема ПРО.
«Уже известно, что этот вопрос будет одним из центральных пунктов выступления Сергея Лаврова (министра иностранных дел РФ – В.В.) 4 февраля. Он выступит с традиционной российской позицией и пожеланиями строить европейскую систему безопасности без разделительных линий и на основе неделимости. При этом акцент будет сделан на противоракетной обороне, которая до сих пор считается в России в сфере внешней политики безопасности ключевой темой», - сказал аналитик в интервью «Голосу Америки».

Данилов напомнил, что актуальность темы ПРО не раз подчеркивалась Москвой. По его убеждению, она неизбежно будет подниматься при каждом удобном случае.

Как сообщал «Голос Америки», накануне конференции, по Первому российскому телеканалу был показан документальный фильм «Холодная политика». Владимир Путин в своем интервью для фильма заявил, что система ПРО напрямую направлена против интересов России, и поставил под сомнение шаги западных лидеров, утверждая, что ни Иран, ни Северная Корея угрозы Европе на данный момент не представляют.

«На сегодняшний день противоракетная оборона, безусловно, нацелена на то, чтобы нейтрализовать ракетно-ядерный потенциал Российской Федерации», - резюмировал премьер, также обративший внимание, что никаких письменных гарантий неиспользования ПРО против России никто давать не хочет. Кроме того Путин призвал не забывать, что «Соединенные Штаты – единственная страна в мире, которая когда-то применила ядерное оружие», имея в виду Хиросиму и Нагасаки.

С оглядкой на электорат

У эксперта Московского центра Карнеги, политолога Андрея Рябова нет сомнений, что риторика Путина относится к разряду предвыборных ходов.

«Сейчас Путин делает ставку на консервативный, традиционный свой электорат. Это провинциальные бюджетники, зависимые от государства слои населения, которые являются носителями в значительной степени антиамериканского мышления. Ему в роли кандидата в президенты просто необходимо использовать подобную тематику», - отметил эксперт в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Одновременно Рябов считает, что не только электоральные обстоятельства заставляют Путина так говорить.

«Действительно, в российских политических кругах существуют определенные опасения по поводу ПРО. Это на сегодня, пожалуй, самый серьезный камень преткновения для улучшения взаимопонимания между Российской Федерацией и США в военно-политической области и в целом в вопросах безопасности между Россией и блоком НАТО», - подчеркнул он.

С его точки зрения, демарш Путина обусловлен в равной мере двумя различными причинами.

По мнению заведующего отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрия Данилова, Путин достаточно принципиально сформулировал отношения России к проблеме ПРО.

«Он повторил заявленное недавно в довольно жесткой форме президентом Медведевым», - добавил эксперт.

По его словам, тон речи Путина отчасти связан с предвыборной кампанией.

«Здесь расставлены определенные акценты, но сама позиция остается неизменной», - утверждает Данилов.

Завотделом европейской безопасности Института Европы подметил еще один нюанс.

«Если бы мы находились в другой ситуации, то в принципе российский подход в диалоге с американцами каким-то образом мог быть смягчен. Но поскольку сейчас страны вступили в предвыборный период, то вряд ли со стороны Америки, а тем более со стороны России, можно ожидать каких-то подвижек. Поэтому стороны остаются при своем мнении», - констатировал Данилов.

По его оценке, реальные изменения в данном вопросе могут произойти только после выборов, причем в обеих странах.

«Американцы пошли на максимальные подвижки в нынешней ситуации. Устами посла США в России было сказано, что США готовы говорить о предоставлении России определенных гарантий ненаправленности ПРО против России. Но, разумеется, не в форме юридического документа, а на основе обсуждения мер доверия и транспарентности», - обобщил эксперт.

Как ему представляется, такой подход в дальнейшем способен стать некой платформой для обсуждения проблемы. Но по его прогнозу, это произойдет «даже не после российских выборов, а после американских». Он ожидает, что представитель России относительно ПРО на Мюнхенской конференции до известной степени повторит тезисы Путина.

Можно ли преодолеть дефицит доверия?

Директор по связям с общественностью Стэнфордского российско-американского форума Иоанна Зига в определенной мере разделяет позицию оппонентов, полагая, что в заявлении Путина сочетаются предвыборная логика и реальная политика.

«Руководство России начало усиливать давление по вопросу противоракетной обороны в преддверии парламентских выборов. Напомню, например, что в преддверии выборов президент Медведев сделал «заявление в связи с ситуацией, которая сложилась вокруг системы ПРО НАТО в Европе», обратившись к гражданам России. Действительно, в России ПРО считается спорным вопросом», - заключила она.

B то же время Зига с сожалением отметила, что позиция Путина по отношению к европейской системе ПРО отражает стереотипы «холодной войны», которые существуют среди военной и политической элиты России. «Из-за этого и отсутствия доверия Москва стремится преувеличить возможности системы ПРО», - подытожила она.

С ее точки зрения, принимая во внимание общий ландшафт безопасности и угрозы, с которыми сталкиваются Россия, США и НАТО, Москва должна быть готова к укреплению сотрудничества, а не проводить политику, сигнализирующую об обратном.

Обеим сторонам до сих пор удавалось успешно работать вместе по ряду проблем, таких, как сотрудничество по Афганистану, борьба с пиратством и некоторыми другими, напомнила директор по связям с общественностью Стэнфордского российско-американского форума.

Другие материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

XS
SM
MD
LG