Линки доступности

Теракты в Москве: первые подозрения


До сих пор ни одна террористическая организация не взяла на себя ответственность за взрывы в московском метро 29-го марта. В связи с террористическими атаками президент РФ Дмитрий Медведев сообщил следующее: «Линия на подавление террора в нашей стране и борьбу с терроризмом будет продолжена. Мы продолжим и операции против террористов без колебаний и до конца». Однако остается неясным, кто стоит за организацией террора, и какими методами воспользуются власти РФ для предотвращения будущих террористических атак.

Между тем, ведущие западные эксперты высказывают свои первые подозрения о возможных организаторах террора в московском метрополитене. Эксперты признаются, что у них нет конкретных доказательств и свои предположения основывают на собственных знаниях о России, а также на опыте изучения мотивов и методов действий террористических организаций.

По словам аналитика фонда «Джеймстаун» Валерия Дзуцева, существует версия, что взрывы были местью за убийство федеральными структурами, в числе прочих, Анзора Астемирова, лидера подполья Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. «Но его убили только 24 марта, странно, что подполье так быстро ответило», – отмечает эксперт.

Далее он приводит другую версию – взрывы в московском метро были местью за смерть идеолога северокавказских сепаратистов Саида Бурятского, который был убит в начале марта. «Но почему пока он был жив, он не преуспел в проведении атак в Москве? Получается, что подполье более эффективно без своих лидеров?» – спрашивает Валерий Дзуцев.

Подозрения Чарли Срома (Charlie Szrom), старшего сотрудника Американского института предпринимательства, падают на лидера чеченского террористического движения Доку Умарова и его возможное сотрудничество с террористической организацией Аль-Кайда. «Северный Кавказ подвержен сильному влиянию этой международной террористической группы. Аль-Кайда даже называет этот регион «исламским эмиратом», – говорит эксперт.

По его мнению, именно на территории Северного Кавказа Аль-Кайда чувствует себя наиболее свободно и подпитывает лидеров террористических организаций. «Теракт в Москве служит еще одним напоминанием того, что Аль-Кайда остается серьезной террористической силой», – отмечает Чарли Сром.

Эксперты также не исключают возможности, что террор в Москве – дело рук спецслужб России. Известно, что Доку Умаров ранее угрожал новыми атаками против властей РФ, однако он также обещал, что атаки не будут направлены против мирного населения. В то же время, Доку Умаров не взял ответственность за теракты в московском метро. «Россия есть Россия. Мы никогда не можем быть полностью уверенны в том, кто является зачинщиком таких терроров, – высказывает свою точку зрения Дэвид Саттер (David Satter), старший сотрудник Гудзоновского института, – поэтому я не исключаю, что спецслужбы страны могли иметь прямое отношение к терактам».

Эксперт также отмечает, что если подозрения указывают на Доку Умарова, теракты в метро противоречат тенденции методов, которые до этого избирали террористы. Дэвид Саттер указывает, что «черные вдовы» не первый раз участвуют в терроре: их обвиняют в захвате заложников «Норд-Оста» в 2002 году и подрыве двух самолетов в 2004 году.

Но в отличие от предыдущих терактов, когда боевики захватывали заложников с целью провести переговоры с официальными властями, в этот раз нападение было совершено против мирных граждан, и силовые органы были лишены возможности вмешаться. Именно этот факт заставляет Дэвида Саттера задуматься о причастности российских спецслужб к терактам.

«Не могу отрицать участие спецслужб Российской Федерации в организацию терактов», – вторит ему Майрбек Вачагаев, аналитик фонда «Джеймстаун». По его словам, когда в 1999 году были взорваны многоэтажные жилые дома, международное сообщество поверило в причастность к терактам чеченских боевиков. «Однако во время суда в 2005 году мы не увидели ни одного чеченца, который был причастен к преступлению», – констатирует эксперт.

Между тем, в блогосфере Рунета идет активное обсуждение причастности спецслужб к организации терактов. Стоить отметить, что и после террористических атак 11-го сентября 2001 года в интернет-форумах бытовало мнение, что якобы политические силы США специально организовали серию атак.

«Если бы версия об участии спецслужб была правдой, то подобные действия представляли бы огромный риск для Кремля», – считает Валерий Дзуцев. Он согласен с тем, что существовали определенные признаки борьбы между официальными властями и оппозицией. Например, назначение Александра Хлопонина представителем президента в Северо-Кавказском федеральном округе и отстранение замминистра МВД Аркадия Еделева. Тем не менее, Валерий Дзуцев сомневается, что какая-либо из партий «либералов» или «силовиков» действовала бы подобными насильственными методами.

Версии о том, что к терактам причастны спецслужбы или Аль-Кайда, отрицает Павел Баев, эксперт Международного института исследований мира в Норвегии. Он напоминает, что помимо чеченских экстремистов, на Северном Кавказе сегодня функционирует целый «террористический интернационал». До сих пор никто не может с уверенностью сказать, какие группировки действуют на Северном Кавказе, и какие они ведут разборки, указывает эксперт.

«В этом регионе РФ выросло целое поколение, искалеченное войной, для которых границы добра и зла стерты», – объясняет Павел Баев. По его словам, недолгое затишье террористов за последние годы оказалось лишь признаком «купленной свободы», поскольку Москва вливала крупные суммы в регион. «Оказалось, что в кризисный год стабильность невозможна», – отмечает эксперт.

Несмотря на то, что мнение о том, кто был организатором взрывов в Москве, расходятся, вышеперечисленные эксперты соглашаются с тем, что политика Кремля на Северном Кавказе сегодня находится в тупике. «В прошлом Путин делал решительные заявления и что-то по этим заявлениям делал. Теперь он ничего нового не сможет предложить, поскольку война в Чечне уже была, террористов в сортире он уже мочил, показательные публичные казни подозреваемых уже проходили, что еще он может предложить?» – задается вопросом Валерий Дзуцев.

Один из лидеров оппозиции Борис Немцов открыто заявил, что теракты в московском метро приведут к дальнейшему давлению на оппозицию. С таким утверждением согласны западные эксперты. Павел Баев считает, что неизбежна более жесткая цензура СМИ, а также ужесточение правил проведения митингов. Напомним, что недавно по России прокатилась волна антиправительственных протестов.

По мнению Чарли Срома, Россия должна отойти от прежних методов «насаждения» порядка на Северном Кавказе. «Наоборот, Москве необходимо бороться за «сердца и души» северно-кавказского населения через развитие местной экономики и инфраструктуры», – считает эксперт.

XS
SM
MD
LG