Линки доступности

Переговоры в Москве по ядерному досье Ирана: продолжение следует


Pabrik pupuk di kota West dekat Waco, Texas terlihat masih dilahap api (18/4) menyusul ledakan di pabrik tersebut Rabu malam, 17 April 2013.
Pabrik pupuk di kota West dekat Waco, Texas terlihat masih dilahap api (18/4) menyusul ledakan di pabrik tersebut Rabu malam, 17 April 2013.

Второй раунд дискуссий состоится в ближайший вторник

Начавшиеся в понедельник 18 июня в Москве переговоры по ядерной программе Ирана все-таки продолжатся во вторник. Это стало ясно после весьма лаконичного заявления заместителя главы МИДа России Сергея Рябова.

Подводя итоги первого дня дискуссий, представитель российского внешнеполитического ведомства признал, что позиции сторон остаются достаточно сложными и трудносовместимыми. Вместе с тем, он охарактеризовал обстановку встречи как доброжелательную.

В переговорах, проходящих в формате «5+1», участвуют представители Германии, пяти стран-постоянных членов Совбеза ООН – Великобритании, Китая, Франции, России и США, а также верховный представитель Евросоюза по внешней политике Кэтрин Эштон. Делегацию Ирана возглавляет секретарь Высшего совета национальной безопасности Саид Джалили.

Переговоры посвящены иранской ядерной программе, которая, как предполагают западные страны, может быть направлена на создание ядерного оружия в нарушение договоренностей, существующих у Ирана с МАГАТЭ. Иран добивается официального признания его права на обогащение ядерного топлива.

Заместитель секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Багири также подтвердил, что московский раунд переговоров получит продолжение 19 июня.

«Сегодня мы провели два раунда конструктивных переговоров... Они продолжатся завтра после 12.00», – цитирует его РИА «Новости».

Опрошенные Русской службой «Голоса Америки» российские эксперты соглашаются в том, что переговоры в Москве идут трудно, но не безнадежно. Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН профессор Владимир Сажин заметил, что, как и ожидали серьезные аналитики, «кардинальных решений в Москве по иранской ядерной программе пока не происходит». Одновременно он выразил надежду, что завтра, может быть, какой-то небольшой шаг вперед будет сделан.

«Действительно, позиции “шестерки” и Ирана как бы смещены и во времени, и в пространстве, – развил Сажин свою мысль. – То есть место для плодотворных контактов очень маленькое. И вот, если стороны найдут возможность расширить это место, возможно, во вторник будет сделан небольшой шажок вперед».

Профессор Сажин признался, что хочет, чтобы такой шаг был сделан.

«Хотя бы на будущую перспективу, – пояснил он. – Чем бы в Москве ни закончился переговорный процесс, надо, чтобы на нем были названы другие города и другие сроки, когда стороны вновь бы встретились для обдумывания новых предложений, новых решений, новых путей».

На взгляд директора политических программ Международного центра за справедливую политику Сергея Зацепилова, существуют три сценария последующего развития событий.

«Это либо затягивание переговорного процесса, либо усиление напряженности и, соответственно, ужесточение давления на Иран, либо переход к каким-то резким событиям вплоть до военной акции, на чем настаивают правоконсервативные круги США», – констатировал он.

Зацепилов подчеркнул: в данный момент, по предварительным оценкам, речь идет о том, что появились признаки того, что с Ираном удастся договориться.

«Визит, который нанес в Тегеран накануне этого раунда переговоров [министр иностранных дел РФ Сергей] Лавров, не привел к тому, чтобы окончательно оформить ту позицию Ирана, которую можно было бы обсуждать и взять за основу компромисса. Хотя Лавров, насколько я знаю, очень стремился к этому», – резюмировал он.

Тем не менее, отметил директор политических программ Международного центра за справедливую политику, переговоры в столице России будут продолжены, и к их результатам специалисты относятся «с осторожным оптимизмом».

«Думаю, российская сторона при этом исходит из того, что, несмотря на драматизацию ситуации вокруг Ирана, все-таки до завершения президентского срока Барака Обамы вероятность военного решения иранской проблемы весьма мала. Потому что это чревато непредсказуемой ситуацией, которая может дестабилизировать международную обстановку, привести ее к еще большему всплеску роста мировых цен на нефть и так далее», – обобщил он.

Встреча «шестерки» с представителем Ирана проходит за закрытыми дверями. Поэтому сведения в открытый доступ просачиваются весьма скудно. В течение дня российские информагентства со ссылкой на источники, близкие к переговорам, распространяли сообщения, содержащие опасения, что московский раунд завершится досрочно и ничем.

По словам Владимира Сажина, самое ужасное, что может произойти, это если московские дебаты закончатся полным провалом, закрывающим перспективы для дальнейшего переговорного процесса.

«Вот здесь я уже могу гарантировать, что после президентских выборов в США в ноябре или в январе, когда новый президент вступит в должность, последуют серьезные решения западных стран по Ирану. Здесь не надо исключать, как об этом много говорят в Израиле, США и на Западе, что вполне возможен индивидуальный удар израильских ВВС против Ирана и до президентских выборов в Америке. Но, честно говоря, я не думаю, что так будет», – заключил востоковед.

Ему представляется, что в случае, если московские переговоры закончатся тупиком, это принесет очень серьезные проблемы прежде всего для Ирана и уже во вторую очередь – для безопасности Ближнего Востока и всей ситуации в регионе.

По мнению Сергея Зацепилова, интересы США, России и европейских партнеров лежат в сфере поиска взаимоприемлемого варианта.

«Кроме того, Соединенные Штаты все-таки рассчитывают, по оценкам российских экспертов, что предстоящие в следующем году выборы в Иране в случае ухудшения экономического положения в стране могут привести к появлению на сцене каких-то менее радикальных и более договородоступных фигур», – подытожил политолог.

Тем более, напомнил он, что Махмуд Ахмадинежад недавно заявил, что не намерен продолжать политическую деятельность.
XS
SM
MD
LG