Линки доступности

Митинги и пикеты от Владивостока до Калининграда


Акции протеста, прошедшие в минувшие выходные во многих российских городах, начались с Дальнего Востока. В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» руководитель регионального отделения Товарищества Инициативных Граждан России (сокращенно «ТИГР») Артем Самсонов рассказал, что на центральной площади Владивостока около 50 человек провели пикет против повышения транспортного налога. Были и политические лозунги, один из которых, гласивший «Россия без Путина, Россия без Медведева» с перечеркнутыми портретами президента и премьер-министра РФ особенно не понравился представителям администрации Приморского края. Но так как обосновать требование убрать плакат они не смогли, протестующие сохранили его до конца акции.

Артем Самсонов отмечает, что за прошедший год протестные настроения на Дальнем Востоке пошли на спад, и многие местные жители свыклись с повышением пошлин на иномарки. «Люди предпочитают ругать власть на кухнях, а выходить на улицу для участия в пикетах и демонстрациях боятся, – отмечает Артем, и поясняет, что этим настроениям способствует ОМОН и те, кого он называет «проплаченными провокаторами», которые через Интернет-форумы предупреждают потенциальных «несогласных» о том, что их ждут репрессии. «Но остался костяк, который показывает, что бояться не надо», – добавляет лидер регионального отделения «ТИГР».

«Хочу поздравить калининградцев, они молодцы! – говорит Артем Самсонов о самом западном регионе РФ. – Им удалось то, что в последнее время не удалось нам. Мы будем брать с них пример, пусть только они не расслабляются. Все у нас получится, когда одновременно выйдет на улицы по 20 тысяч человек во всех крупных городах».

Товарищество Инициативных Граждан России проявило себя и в других регионах России. В Санкт-Петербурге в пикете, направленном на поддержку акции в Калининграде, приняло участие более ста человек. Главный петербургский «ТИГР» – Александр Расторгуев – рассказал корреспонденту «Голоса Америки», что он и его коллеги находятся в постоянном контакте с калининградскими единомышленниками более года. «В Калининграде оживились после того, как увидели удачные акции протеста на Дальнем Востоке, в Новосибирске и у нас в Санкт-Петербурге», – отмечает Александр Расторгуев. По его словам, автомобилисты с бегов Невы провели серию автопробегов по городу в знак протеста против повышения транспортного налога. На первый пробег собралось более пятисот автомобилей, во второй раз выехало уже более тысячи: «Мы выехали на Иссакиевскую площадь с флагами, транспарантами. Мы сигналили, выкрикивали фразы «Нет повышению транспортного налога, нет росту цен на бензин», мы блокировали движение. И через три дня Валентина Матвиенко объявила, что она не будет повышать транспортный налог. А калининградский губернатор Георгий Боос не последовал ее примеру». В результате, заключает Александр Расторгуев, на первую акцию протеста в Калининграде пришли пять тысяч человек, а в минувшую субботу – десять тысяч.

При этом собеседник «Голоса Америки» отметил важность солидарных действий оппозиции: «Мы знаем, что свои автомобильные проблемы мы не решим без поддержки других партий и движений. В прошлом году на наши акции приходили люди с флагами «Яблока», «Солидарности», КПРФ, «ОГФ», «Обороны», даже ЛДПР. Нацболы приходили и анархисты. И мы поняли, что только вместе мы может противостоять беспределу властей».

Именно поэтому Александр пришел в воскресенье к Гостиному дворцу, где был запланирован пикет в поддержку 31-й статьи конституции РФ. Его сотрудники милиции не тронули, а вот некоторых других протестующих (по разным оценкам от 40 до 80 человек) посадили в специальные автобусы и развезли по отделениям милиции города. Один из организаторов петербургского пикета – руководитель регионального отделения Российского Народного Демократического Союза (РНДС) – Андрей Пивоваров, отметил, что в милицейской практике появилась новая тенденция: перевозить задержанных из одного отделения милиции в другое, чтобы избежать пикетирования со стороны сочувствующих и не отвечать на вопросы журналистов о причинах задержания. «Значит, милиция боится граждан и понимает свою неправоту», – предположил Андрей Пивоваров в беседе с корреспондентом «Голоса Америки».

Лидер петербургского отделения РНДС напомнил, что в 31-й статье Основного закона страны говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». «То есть, формально мы не обязаны получать разрешения на наши акции. Но когда мы подаем в администрацию уведомления на проведение пикетов, нам отвечают отказом, или предлагают какие-нибудь безлюдные пустыри, где мы будем митинговать сами для себя. А это, безусловно, неправильно», – отмечает Андрей Пивоваров и заключает, что в такой ситуации единственный способ для оппозиции выразить свое мнение – акции гражданского неповиновения.

В целом, по мнению, как оппозиционеров, так и наблюдавших со стороны, органы охраны правопорядка в Санкт-Петербурге действовали без особой жестокости. В отличие от Москвы, где милиция и ОМОН, согласно сообщениям в блогах самих участников протестов, избивали некоторых задержанных резиновыми дубинками и грубо волокли их по асфальту в автозаки.

Председателя Московской Хельсинской группы Людмилу Алексееву, задержанную во время аналогичной акции месяц назад, на этот раз милиционеры просто вывели за линию оцепления и отпустили. «Я думаю, они понимают, что если бабушка, не дай Бог, помрет на площади, будут неприятности. Ведь сказал в свое время Путин про Анну Политковскую, что она больше навредила своей смертью, чем своими статьями. Про меня он мог бы сказать то же самое», – отметила Людмила Михайловна в беседе с корреспондентом «Голоса Америки» по телефону. Действия московской милиции она характеризует так: «Безобразно. Нас так сдавливали, что, например, я, не смотря на особо бережное ко мне отношение, сейчас лежу, потому что у меня болит спина, грудная клетка, ноги. По-видимому, меня, все-таки серьезно придавили. Что уж тут говорить про других!».

На вопрос, чем она объясняет тот факт, что на сей раз в защиту 31-й статьи Конституции РФ вышли люди самых разных политических убеждений, Людмила Алексеева ответила: «Я думаю, что всех достали! Ведь власти никому не дают собираться свободно, и 31-я статья нарушается в отношении всех партий. Мы ведь все люди, и нам всем нужны права человека».

По мнению Людмилы Алексеевой, сейчас вновь актуален лозунг диссидентов 60-х годов, который обращались к властям СССР со словами: «Соблюдайте собственную Конституцию!». «Мы еще поборемся, – говорит председатель Московской Хельсинской группы, – 31 марта мы снова выйдем, и будем выходить до тех пор, пока власти не сообразят, что разрешить мирные митинги, где люди соблюдают порядок, лучше, чем устраивать такое позорное зрелище».

XS
SM
MD
LG