Линки доступности

Шотландия накануне референдума


До голосования остается меньше суток

На улицах Глазго, крупнейшего города Шотландии, ощущается напряженность. До референдума о независимости осталось меньше 24 часов. Обе стороны преисполнены оптимизма.

В одном из переполненных пабов в городском районе Уэст-Энд посетители обсуждают тему, которая редко обсуждается во вторник вечером, – политику. Всего лишь через день шотландцы придут на избирательные участки, чтобы выразить свое мнение по вопросу об отделении от Соединенного Королевства. Страсти накаляются.

Пока, согласно результатам опросов, мнения сторонников и противников независимости разделились примерно поровну, хотя многие считают, что на результаты повлияло то, что противники отделения не хотят публично выражать свое мнение, а среди сторонников много людей, обычно не голосующих.

Арлин Моффат сидит за столиком со своей подругой. Она говорит, что безусловно проголосует против.

«Вместе мы сильнее – исторически. В финансовом, в военном отношении. Бизнес, пенсионное обеспечение. Мы хотим сохранить фунт, нам не нужно евро. Нам нужен национальный гимн и все остальное».

Моффат выражает надежду на то, что те, кто собирается проголосовать за, в последний момент поймут, что не правы, и передумают. Она считает, что большинство все-таки проголосует против. За соседним столиком сидит музыкант Нил – он родом из Ньюкасла, но теперь живет в Глазго. По тому, сколько на нем значков с надписью «Да», можно понять, как он проголосует в четверг. Он говорит, что обеспокоен тем, как референдум освещается средствами массовой информации, которые, по его мнению, явно настроены против независимости.

«Всякий раз, когда у них кампания против независимости, там всегда человек 10, когда за – там тоже примерно 10 человек. Но на всех этих картинках Facebook не слишком много тех, кто против. Там можно увидеть только толпы тех, кто за. Очевидно, что одна из сторон одержит убедительную победу», – рассказывает Нил.

Социальные сети стали одной из главных движущих сил кампании в поддержку независимости, в которой, как считают некоторые, участвуют в основном молодые избиратели, в то время как сторонники единства – это в большинстве своем люди постарше и посостоятельнее. Возле паба таксист Брайан, не назвавший себя, говорит, что среди его пассажиров восемь из десяти намерены проголосовать «за».

«Однако, – продолжает он, – и среди этих восьми есть, я полагаю, тот, кто скажет «нет». Они считают, что все остальные тоже скажут “нет”.Моя жена - против, а я – за. Мой сосед – против. Раздел проходит посередине, и у каждого свои аргументы.

Элистейр Дарлинг, бывший министр финансов Великобритании и лидер движения «Лучше вместе», считает, что провозглашение независимости станет решением, которое потом нельзя будет изменить и которое не сулит экономике ничего хорошего.

Выступающие против отделения политические лидеры подписали совместное заявление, в котором пообещали предоставить Шотландии более широкие полномочия, если она проголосует против отделения, однако мало кто в это верит.

В Глазго полночь, и разносчик пиццы Тан возвращается домой. Он говорит, что уже думал над тем, как проголосовать, но пока не решил.

«Лично я проголосую за то, что лучше для моих детей, что сулит им лучшее будущее. В конце концов если большинство проголосует за, вряд ли мы увидим какие-то результаты в скором времени. Лишь бы это пошло на пользу нашим детям», – считает Тан.

В социальных сетях многие из тех, кто выступает против, считают, что жизнь в Шотландии постепенно улучшится в любом случае, поэтому не стоит рисковать и поддерживать независимость. Те же, кто хочет отделиться, считают, что если Шотландия останется в составе королевства, то у нее со временем станет еще меньше полномочий, и что в конце концов будут приватизированы национальная система здравоохранения и другие государственные службы. Борьба за голоса неопределившихся избирателей будет продолжаться до самого последнего момента, до самого закрытия избирательных участков в четверг вечером.

XS
SM
MD
LG