Линки доступности

Молдова за 20 лет независимости: взгляд из Вашингтона


Визит вице-президента США Джо Байдена в Кишинев. Март 2011г.
Визит вице-президента США Джо Байдена в Кишинев. Март 2011г.

По мнению американских экспертов, проблема Приднестровья остается одним из главных препятствий дальнейшего развития страны

27 августа 1991 республика Молдова провозгласила свою независимость от Советского Союза. Тогда, как и многие постсоветские республики, Молдова провозгласила курс на строительство свободного демократического общества.

Достижение этой цели, впрочем, стало задачей не из легких. Двадцать лет спустя аналитики по-прежнему говорят о коррумпированном руководстве страны, слабом гражданском обществе и замороженном конфликте в Приднестровье, как о факторах, стоящих на пути превращения Молдовы в страну с перспективами европейского будущего.

Накануне в Вашингтоне, в Национальном фонде поддержки демократии (NED), специалисты по региону поделились своими мыслями о состоянии дел в Молдове «двадцать лет спустя», а также –о роли США и России в процессах молдавской трансформации.

Мэри Пендлтон – первый посол США в Молдове в 1992-1995 годах:

О первых годах независимости и Приднестровье

«Американское посольство было открыто в Кишиневе в рождественский день 1991 года. Мы начали - и это я считаю одним из первых достижений США на почве содействия развитию Молдовы - с облегчения режима частных инвестиций американских бизнесменов в Молдову… В 1992 году Молдова обратилась к ООН с просьбой отправить в страну международный миротворческий контингент, но не получив быстрого ответа от ООН, Молдова была вынуждена принять российских миротворцев. Поскольку Россию обвиняли в том, что она сыграла роль в междоусобном кровопролитии в Приднестровье, принятие российских миротворцев было равнозначно назначению лиса охранять курятник. К сожалению, сейчас, 20 лет спустя, эта проблема так и остается нерешенной».

Об успехах

«На сегодняшний день я вижу ряд позитивных изменений – рост влияния неправительственных организаций. В тот момент, когда я была в Молдове, для работы неправительственных организаций не существовало даже законодательной базы. Тогда их и было то всего две – фонд Сороса и организация, называвшаяся «Маленький самаритянин». Сейчас можно сказать, что развитие гражданского общества в Молдове на высоте. Впечатляет уровень развития политических партий, правда, их по-прежнему остается достаточно много, что делает сотрудничество представителей этих партий в парламенте и какую либо коалиционную деятельность сложной задачей. Позитивным сдвигом я также считаю развитие национальной идентичности. Я помню, что в начале независимости граждане Молдовы, выезжая за пределы страны, часто говорили, что они из России, для того, чтобы избежать долгих объяснений по поводу того, что такое Молдова и где она находится. Сейчас люди с гордостью называют себя молдаванами».

О проблемах

«Приднестровье по-прежнему остается главной проблемой для Молдовы Должны прилагаться более серьезные усилия для того, чтобы вовлекать жителей Приднестровья в жизнь страны. Также ощутимые усилия нужно направить на борьбу с коррупцией, усиление системы правосудия и предотвращение работорговли. Все эти усилия необходимо предпринимать не только для создания здорового бизнес-климата в стране, но и для дальнейшего всестороннего развития и сохранения доверия граждан… В том, что касается будущего Молдовы, я всегда была большим оптимистом. Молдова в эти годы, конечно, и продвигалась вперед, и сползала назад в своем развитии, однако в этом она не отличается от всех остальных стран. Это неизбежно».

Дэвид Крамер – глава организации «Фридом Хаус»:

О достижениях

«Молдова, на мой взгляд, это пример истории успеха в регионе… Молдова может стать первой страной евразийского пространства, которая пересечет финишную прямую на пути к значительно более глубокой интеграции с ЕС и восстановит свое место в евроатлантическом сообществе. Это, я думаю, будет очень большим достижением».

О роли США

«США в вопросе Молдовы должны сконцентрироваться на выводе Молдовы из-под действия поправки Джексона-Вэника. Если нам удастся это сделать в ближайшем будущем, это будет очень важное достижение и символ поддержки США. Здесь нужно понимать, что со стороны США в отношении Молдовы нет никакого злого умысла – просто об этом вопросе забыли и сейчас необходимо к нему вернуться».

О Приднестровье

«Вопрос Приднестровья должен перестать стать для Молдовы препятствием для более глубокой интеграции с Европой и расширения связей с Западом. Я не предлагаю, чтобы на этот конфликт прекращали обращать внимание. Реальность такова, что российские силы до сих пор находятся на этой территории без согласия страны пребывания. Принять этого мы не можем. Решение этой проблемы, как я неоднократно заявлял, - в руках Москвы. Если Россия захочет решить эту проблему – она будет решена, она не настолько сложна, по сравнению с другими конфликтами, которые мы наблюдаем в регионе. Я придерживаюсь мнения, что чем больше Молдова будет двигаться в направлении интеграции с Европой, тем больше вероятность постепенного решения этой проблемы. Приднестровье ведь не захочет быть в стороне от подобного движения в сторону Европы. Его жители увидят европейские перспективы Молдовы и не захотят быть выключенными из этого процесса».

Влад Спану – президент фонда «Молдова»:

О развитии

«Никто не будет спорить с тем, что сейчас люди в Молдове обладают большей свободой, чем перед обретением независимости – это свобода передвижения, свобода самовыражения, свобода выборов. Таким образом, можно сказать, что сейчас граждане Молдовы живут лучше, чем они жили 20 лет назад. Однако некоторые из более пессимистично настроенных граждан говорят, что за последние 20 лет Молдова упустила массу возможностей, сравнивая Молдову с балтийскими соседями – Эстонией, Латвией и Литвой».

О проблемах

«Сегодняшняя Молдова ассоциируется с высокими показателями коррупции в высших эшелонах власти, политической нестабильностью, сепаратистским конфликтом и иностранными войсками на своей территории. Все это вносит вклад в тот факт, что Молдова является беднейшей страной в Европе. Почему Молдове не удалось подняться с земли, как это сделали ее балтийские соседи или, к примеру, Румыния? Причина для меня в том, что Молдову было очень легко контролировать, общество было слишком фрагментировано в поисках идентичности, да и Запад не проявил особо желания принять участие в решении так называемого бессарабского вопроса, как его называли советские историографы. На сегодняшний день в Молдове уже 2 года как у власти не стоит коммунистическое руководство и чувства людей на эту тему смешанные. Одни довольны тем, что коммунистическому правлению пришел конец, другие разочарованы качеством реформ. Молдова, на мой взгляд, рискует повторить политический сценарий Украины 2010 года, когда прозападные партии проиграли выборы. Или же Молдова может повторить свой собственный сценарий 2001 года, когда коммунисты вернулись к власти в результате выигрыша на демократических выборах».

Другие материалы о событиях в бывших республиках СССР читайте в рубрике «СНГ и регионы».

  • 16x9 Image

    Юлия Савченко

    Журналист-международник cо стажем работы в России, Центральной Азии, Великобритании и США. На Русской службе "Голоса Америки" - с 2010 года. Освещает темы политики, международных отношений, экономики, культуры. Автор и ведущая программы «Настоящее время. Итоги»

XS
SM
MD
LG