Линки доступности

Выборы в Молдове: что дальше?


Выборы в Молдове: что дальше?
Выборы в Молдове: что дальше?

В Молдове подводят итоги досрочных парламентских выборов, прошедших 28 ноября. Ожидалось, что последние выборы, четвертые за последние 2 года, позволят выйти стране из политического тупика – у Молдовы нет полноценного президента уже более года, и прошедшие выборы станут решением проблемы.

Досрочные выборы, результаты которых еще не оглашены, стали не первой попыткой исправить положение. Пятого сентября в стране проходил референдум по определению формы выборов президента, который был признан несостоявшимся из-за крайне низкой явки избирателей. Таким образом, в Молдове продолжает действовать 78 статья Конституции, которая предусматривает выборы президента парламентом, а не путем всенародного голосования.

Согласно информации, опубликованной на сайтах РБК и ИТАР-ТАСС, расстановка политических сил в Молдове практически не изменилась.

Служба новостей «Голоса Америки» сообщает, что подсчитаны 95% голосов. По предварительным данным, альянс прозападных политических партий Молдовы (Либерально-демократическая, Демократическая и Либеральная партии) с незначительным перевесом обошел коммунистов – 50% против 41%. Если результаты подсчета голосов не изменятся, альянс под руководством премьер-министра Влада Филата будет контролировать 57 мест в парламенте, а коммунисты – 44 места.

Согласно молдавскому законодательству, для самостоятельного избрания президента нужен 61 голос. Всего в выборах принимали участие 20 партий и 19 независимых кандидатов.

«Грозит» ли Молдове коалиционный парламент


Партийные лидеры уже прокомментировали возможные результаты. Так лидер Компартии Молдовы Владимир Воронин заявил, что его партия была «лишена10 дополнительных мандатов, которые она намерены отстаивать в судебном порядке», отмечает «Радио Свобода».

«Партия коммунистов готова к власти, – сказал лидер Компартии. – Партия коммунистов готова к диалогу, к формированию ответственного антикризисного парламентского большинства и правительства национального доверия», – сообщает издание.

Сайт РИА Днестр, в свою очередь, приводит комментарии молдавского премьера и лидера Либерально-демократической партии.

«Либерально-демократическая партия будет работать над тем, чтобы создать дееспособное коалиционное правительство Молдовы, исключая Коммунистическую партию», – гласит заявление.

Между тем, некоторые эксперты не отрицают возможность формирования коалиции, которая будет состоять из Коммунистической и Демократической партий. Однако заместитель директора российской и евразийской программы фонда Карнеги Мэтью Роджански с этим не согласен.

«Между лидерами этих партий заметна личная неприязнь, что исключает вариант с формированием коалиции», – говорит эксперт.

«Даже если такой вариант возможен, то у него нет будущего, – в свою очередь заявляет Сергей Коноплев, директор Гарвардской программы по черноморской безопасности. – К тому же коммунистам выгоднее сформировать коалицию с Либерально-демократической партией, ведь именно ей, по предварительным результатам, досталось больше голосов, чем другим демократическим партиям. Именно такой альянс будет крепким и выгодным для двух партий».

Прагматичная Москва – равнодушный Вашингтон

Сергей Коноплев сравнивает сложившуюся в Молдове ситуацию и положением в Украине времен «оранжевой революции», когда «в стране постоянно проходили выборы, создавались и распадались коалиции».

«Сейчас Молдова – президентская республика, но в зависимости от результатов выборов форма правления может измениться, – считает эксперт. – То есть возможен возврат к прошлому, а именно к той системе, когда в стране есть сильный президент, слабый парламент и практически парализованное правительство, которое только выполняет указания президента. Филат может остаться главой правительства, но он вряд ли сделает правительство сильнее».

Оба эксперта однако сходятся во мнении, что другого способа получить право избирать президента, кроме того как сформировать коалицию, у Коммунистической партии Молдовы нет.

Что касается геополитических перспектив Молдовы и, в частности ее отношений с США, то Мэтью Роджански и Сергей Коноплев отмечают, что «для Америки новости из Молдовы не являются приоритетом», особенно в связи с ситуацией с Wikileaks и ратификацией Договора о стратегических наступательных вооружениях с Россией (СНВ-3).

Эксперты при этом большой интерес проявляют к перспективам российско-молдавских отношений.

«Я с удивлением отметил, что Москва никаким образом не участвовала в политической жизни Молдовы, – говорит Сергей Коноплев. – Действия Москвы весьма прагматичны – она также как это было недавно с Украиной, дает понять, что готова работать с любым правительством, причем в том ключе, который укажет Россия».

Эксперт отмечает, что в воскресных выборах не было «российского следа», ведь Молдове «все равно деваться некуда, так как экономически страна всегда зависела, и будет зависеть от РФ».

«У России есть два рычага давления на Молдову, – соглашается Мэтью Роджански. – Один из них экономический, а именно экспорт молдавских товаров, второй – помощь на переговорах по Приднестровью».

Сергей Коноплев считает второй момент исключительно важным.

«После недавней встречи представителей ЕС и России в прессе впервые стала обсуждаться договоренность о нахождении общих путей о решении “приднестровского вопроса”. Я считаю, что именно этот фактор, а именно сотрудничество России с ЕС в этом аспекте, более повлияет на внутреннюю и внешнюю политику Молдовы, нежели прошедшие выборы», – заключает эксперт.

Служба новостей «Голоса Америки» сообщает, что альянс прозападных политических партий Молдовы получил 59 мест, а Компартия – 42 места в парламенте страны.

Другие новости стран СНГ читайте здесь

XS
SM
MD
LG