Линки доступности

Насколько крепка право-левая коалиция в Молдове?


Аналитики из Кишинева дают противоречивые оценки устойчивости союза прокремлевских социалистов и прозападного блока ACUM

В понедельник, 24 июня стало известно, что лидер Демократической партии Молдовы Владимир Плахотнюк объявил о своем уходе из политики. По его словам, он покинул пост главы партии, чтобы его сторонники не стали «мишенью атак» новой правительственной коалиции. Ее сформировали пророссийская Социалистическая партия во главе с президентом республики Игорем Додоном, а также проевропейский блок ACUM, лидером которого является нынешний премьер-министр Молдовы Майя Санду. Сам Плахотнюк на прошлой неделе в срочном порядке уехал в Великобританию

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» поинтересовалась у молдавских экспертов, насколько жизнеспособной может оказаться нынешняя право-левая коалиция и сможет ли Россия оказать влияние на внешнеполитический курс страны.

Совпадение интересов США, ЕС и России

Молдавский политолог Николай Киртоакэ считает, что ни социалисты, ни правые из блока ACUM пока не готовятся к досрочным выборам. Объединяет эту право-левую коалицию программа «деолигархизации» Молдовы. «То есть, мы наблюдаем демонтаж той системы, которую в нашей стране создал и управлял ею единолично Плахотнюк. Он, кстати, сделал заявление, что уходит с поста председателя Демократической партии, которая теперь оказалась в оппозиции», – подчеркивает он.

Собеседник Русской службы «Голоса Америки» считает, что данная ситуация сложилась потому, что краткосрочные интересы России, Евросоюза и США на территории Республика Молдова совпали. Эти интересы как раз и заключались в устранении Плахотнюка от власти. «Это и создало предпосылки для создания, казалось бы, совершенно ненормальной коалиции между, получившей 35% на парламентских выборах Партией социалистов с четкой геополитической ориентацией в сторону востока, и блоком ACUM. Участники этого блока всегда заявляли, что главная задача Молдовы, это интеграция в Евросоюз, а также развитие стратегического партнерства с США», – подчеркивает Николай Киртоакэ.

Эксперт напомнил слова президента Молдовы Игоря Додона о том, что коалиция ACUM и социалистов вполне может продержаться до очередных парламентских выборов. Это произойдет в том случае, если обе стороны откажутся от внешнеполитической риторики и сосредоточатся на решении национальных интересов Молдовы. «То есть, сохранять нынешний вектор, который заключается в сохранении отношений как с Россией, так и с Западом в целом», – поясняет эксперт.

«Следует ожидать активизации российского политического присутствия»

Политический обозреватель Корнел Чуря обратил внимание, что представители блока ACUM публично объявили о временном характере сотрудничества с социалистами. В то же время соратники Игоря Додона говорят, что коалиция с проевропейцами способна продержаться и после парламентских выборов.

«Сейчас невозможно предсказать, как долго эта коалиция просуществует. Ясно, что внешнеполитические векторы ACUM и социалистов имеют противоположную направленность. Поэтому данный союз вряд ли просуществует больше полугода. Не случайно, основные политические силы допускают вероятность внеочередных выборов в течение ближайших шести месяцев», – сказал Корнел Чуря в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Эксперт отметил, что в последние дни российские политики активизировались на молдавском направлении. В частности, в республике вновь побывал вице-премьер РФ Дмитрий Козак. Кишиневский эксперт объясняет это так: «Позиция Кремля такова: наконец-то Молдова образумилась и стала сотрудничать с Россией. В этом смысле даже правые проевропейские силы ведут себя намного лучше, чем предыдущее правительство. То есть, в дальнейшем следует ожидать активизации российского политического присутствия», – считает Корнел Чуря.

Молдавский эксперт добавляет, что если нынешнее правое проевропейское правительство Майи Санду не проявит твердость в решимости продолжить, курс на евроатлантическую интеграцию, то восточные соседи будут склонять страну в свою сторону. «Недавно Путин говорил, что он в Молдове надеется и на Додона, как на президента, и на условных проевропейцев, таких, как Майя Санду», – заключил Корнел Чуря.

«Украина должна быть предельно внимательна к событиям в Молдове»

Профессор Кишиневского государственного педагогического университета имени Иона Крянгэ, доктор исторических наук, публицист и общественный деятель Сержиу Мустяцэ добавляет, что риторика Соцпартии не подразумевает отказа от сотрудничества с Европейским союзом. «Иногда они говорят одно, иногда – нечто противоположное, но, в принципе они выступают за нормальные отношения со всеми крупными внешнеполитическими силами», – уточнил собеседник «Голоса Америки».

«Да, они с самого начала сказали, что это – временная коалиция, чтобы свергнуть олигархический режим Владимира Плахотнюка и Демократическую партию, которая последние несколько лет этот режим воплощает. Насколько долго эта коалиция продержится – мы не можем сейчас сказать, хотя и социалисты, и сам Додон недавно заявили, что постараются продержаться как можно дольше. То есть, возможно, на протяжении всех четырех лет до следующих выборов», – продолжил Сержиу Мустяцэ.

Весной нынешнего года некоторые российские внешнеполитические эксперты, в частности – сотрудники Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) говорили, что по результатам последних парламентских выборов в Молдове победу одержали две прозападные силы, а именно – ACUM и Демократическая партия. Поэтому теперь, по их словам, Приднестровье будет отрезано от российского влияния.

Сержиу Мустяцэ скептично относится к европейской ориентации Демпартии. «Да, они не раз декларировали, что они – проевропейцы. Надо критически смотреть на эти заявления, и проанализировать: что они смогли сделать за годы своего пребывания у власти и насколько они смогли внедрить договор с Евросоюзом. Факты говорят сами за себя – за последние пару лет им не удалось добиться финансирования из Брюсселя. Европейские миссии, такие как МВФ и Всемирный банк – с недоверием отнеслись к их заверениям. Нам следует отнестись к ним точно так же», – отмечает молдавский эксперт.

Что же касается влияния «приднестровского фактора», то, по мнению Сержиу Мустяцэ, этот регион «был и остается нашим слабым звеном с 1991 года».

За последние годы, по его оценке, ситуация несколько улучшилась: «Выборы стали более прозрачными. Я думаю, что с 2014 года Россия не может так активно помогать Приднестровью напрямую, тем более что Украина закрыла границу. Поэтому Приднестровье немного поменялась в лучшую сторону. Однако фактор нестабильности остается – там есть российские войска, хотя их и не так много. Конечно, этот регион может быть очагом напряженности, но я надеюсь, что до открытого конфликта дело не дойдет, потому что такое развитие событий не пойдет на пользу ни Кишиневу, ни Тирасполю, ни Киеву. Украина, конечно, должна быть предельно внимательна к событиям в Молдове в целом, и ко взаимоотношениям Тирасполя и Кишинева в особенности», – предупреждает историк и публицист Сержиу Мустяцэ.

XS
SM
MD
LG