Линки доступности

Умер Майк Николс, режиссер «Выпускника»


Майк Николс
Майк Николс

Сын доктора Пешковского стал ключевым американским режиссером для целой эпохи

С верхотуры модернистской церкви запыхавшийся Бен смотрит через стеклянную стену вниз, на алтарь, где уже свершается брачный обряд и его любимая девушка уходит от него навсегда – с другим. Бен в отчаянии кричит «Элейн!», и когда та, единственная, словно очнувшись, отвечает ему криком «Бен!», мы, зрители, понимаем, что этой любви уже ничто не сможет помешать.

Сейчас все телеканалы дружно крутят эту знаменитую сцену из «Выпускника» (The Graduate), великого американского фильма 60-х годов. Умер его постановщик, непревзойденный мастер режиссуры Майк Николс (Mike Nichols). И хотя за полстолетия творческой активности он проявил себя блестяще и на Бродвее, и на телевидении, именно эта картина 1967 года принесла ему поистине мировую славу. Попутно она вознесла на голливудский Олимп юного Дастина Хоффмана и соблазнительницу Бена миссис Робинсон – актрису Энн Бэнкрофт, а также закрепила статус культовых бардов мыслящей и недовольной Америки за дуэтом Саймон и Гарфанкел, проникновенные баллады которых столь органично дополнили фильм.

Майк Николс умер внезапно в возрасте 83 лет. Он прожил огромную и, можно сказать, счастливую жизнь. По пальцам пересчитать людей, которые получили, как он, все главные премии американского шоу-бизнеса – «Эмми», «Грэмми», «Оскар» и «Тони». Таких успешных «многостаночников» уважительно называют членами воображаемого клуба EGOT – по первым буквам названий премий.

Когда Николс поразил мир историей стремительного взросления выпускника Бена, он уже был опытным и известным человеком в творческой среде Америки. «Выпускнику» предшествовал его игровой режиссерский кинодебют – ядовито-саркастическая драма «Кто боится Вирджинии Вулф?» с Элизабет Тейлор и Ричардом Бартоном. А еще раньше он заметно преуспел на подмостках сцены и на телевидении.

Михаэль Игорь Пешковский – под таким именем, выдающим его восточноевропейское происхождение, родился в 1931 году в Берлине тот, кто станет одним из самых значительных режиссеров Америки. Согласно ряду источников, его родителями были еврей из России доктор Павел Пешковский (в другой версии – Игорь) и немка Бригитта Ландауэр, дочь философа-анархиста Густава Ландауэра. Утверждают, что по материнской линии Николс приходится дальним родственником Альберту Эйнштейну.

Семья покинула Германию в 1939 году, спасаясь от нацистов. Мальчика привезли в Нью-Йорк, где он, как вспоминал Николс, мог выговорить на «инглиш» две фразы «Я не говорю по-английски» и «Не целуйте меня, пожалуйста». В возрасте четырех лет он стал жертвой очень токсичного препарата от кашля. У мальчика выпали все волосы. Потеря оказалась необратимой, и Николс всю жизнь маскировал лысину искусно изготовленными париками и наклеивал фальшивые брови. В 12 лет он потерял отца, семья стал испытывать острую нужду. И юному Майклу пришлось зарабатывать на хлеб, работая сторожем и водителем грузовика.

В начале 50-х он посещал занятия в Чикагском университете, где стал активным участником театрального кружка. Там он познакомился с Элейн Мей, с которой организовал комедийный дуэт. Они выступали в ночных клубах и на ТВ, прежде чем в 1960 году поставили очень успешное ревю на Бродвее «Вечер с Майком Николсом и Элейн Мей». За него они получили премию «Грэмми».

С Мей он расстался в 1962 году и переключился на театральные постановки, получив за всю свою режиссерскую карьеру восемь (!) премий «Тони». Особенно плодотворным оказалось сотрудничество с драматургом Нилом Саймоном. Николс поставил пять его пьес, включая «Босиком по парку» с Робертом Редфордом, «Странная пара» с Уолтером Маттау и Артом Карни и «Дураки», действие которой происходит в Украине в конце 19-го века.

Счет номинациям и премиям «Оскар» открыла уже дебютная лента «Кто боится Вирджинии Вулф?» – 13 номинаций и две премии – Тейлор за главную роль, а Сэнди Деннис – за роль второго плана.

«Выпускник», отмеченный шестью номинациями и «Оскаром» за режиссуру, позволил Николсу уверенно войти в узкий круг самых перспективных кинематографистов Америки нового поколения. Он стал первым режиссером, кому в Голливуде заплатили рекордный для того времени гонорар в размере 1 млн. долларов – за экранизацию бестселлера «Уловка-22».

После ряда коммерческих полуудач Николс на время остыл к большому экрану, сосредоточившись на сценических постановках. Он вернулся в кинематограф в середне 80-х, сняв острополитическую драму «Силквуд» с Мэрил Стрип и психологическую комедию «Деловая девушка» с Мелани Гриффит.

90-е годы были для него очень плодотворными, он снял несколько заметных лент, из которых можно отметить «Открытки с края бездны», «Что касается Генри» и «Клетку для пташек».

Среди его поздних работ на ТВ критики выделяют минисерию «Ангелы в Америке» (2003) о жизни больных СПИДом в условиях равнодушия общества.

В 2004 году он сделал адаптацию известной пьесы «Близость», а последней его киноработой стала политическая драма «Война Чарли Уилсона», которую критики дружно назвали неудачей.

В некрологах отмечают его бурную личную жизнь, четыре брака и множество романов. В 1988 году в аэропорту он случайно повстречался с Дайан Сойер, ведущей телеканала ABC. Они поженились, и Николс не раз благодарил судьбу за эту встречу, называя этот свой брак «идеальным». У него остались сын и двое дочерей от предыдущих браков.

Будучи одним из самых высокооплачиваемых режиссеров шоу-бизнеса, он собрал большую коллекцию картин и раритетных автомобилей. На своей ферме в Коннектикуте разводил арабских скакунов.

Ведущие актеры Голливуда говорят о Майке Николсе как о выдающемся режиссере, с которым им очень хорошо работалось. Ничего удивительного: 16 из них получили оскаровские номинации за образы, созданные в его фильмах. Сегодня уместно привести известное высказывание Николса: «Я люблю доводить актеров до состояния, когда они готовы вскрыть себе вены. Такая у меня работа. Вся соль ее в том, чтобы убедить их, что вскрывать вены абсолютно безопасно».

XS
SM
MD
LG