Линки доступности

Музей Метрополитен пробуждается от ковидной спячки


Музей Метрополитен
Музей Метрополитен

Новые арт-выставки пройдут в условиях новой реальности

Как и сотни других музеев Америки, прошлой весной музей Метрополитен закрыл свои двери из-за пандемии коронавируса.

Примерно год спустя крупнейший музей страны, отмечающий в эти дни свое 151-летие, объявил о готовности вновь работать в нормальном режиме. В музее хранятся более 2 млн экспонатов, разделенных на 17 тематических и географических секций.

Следует оговориться, что еще в августе прошлого года руководство музея предприняло лимитированное возвращение, открыв доступ публики к нескольким новым выставочным проектам. Руководствуясь при выходе из локдауна федеральными и штатными инструкциями, музей стал придерживаться заполняемости в 25 процентов, обязательного ношения масок для всех и соблюдения социальной дистанции.

В прошлом месяце руководством музея были проанонсированы несколько значительных выставок, открывающихся весной и летом в режиме оффлайн. Лидеры Мет признают: перед менеджментом музея стоит нелегкая задача – в кратчайшие сроки компенсировать потерю дохода из-за ковидных ограничений в размере 150 млн долларов.

Президент музея Дэн Вайс подтвердил журналистам, что ограничение числа посетителей, сокращенные часы работы и уменьшенный операционный бюджет в настоящее время остаются в силе. Он дал понять, насколько значимым следует считать объявление об открывающихся нескольких выставках.

В одном из залов музея
В одном из залов музея

«Чтобы в полной мере оценить важность чего-то, нужно это что-то хотя бы на время потерять», – подчеркнул Вайс.

Свято место...

Новации заметны уже с порога. В качестве художественных добавлений к величественному фасаду, обращенному к Пятой авеню, фигурируют большие скульптурные композиции Кэрол Бове, которые размещены в четырех ранее пустовавших нишах.

Как объясняла сама художница, живущая и работающая в Бруклине, она задумала соединить две технотронные фактуры – прихотливо искривленные трубы из нержавеющей стали и отполированные алюминиевые диски, служащие своего рода гигантскими зеркалами. Несмотря на значительные размеры и физический вес этих арт-объектов, они, по мнению кураторов, рождают ощущение игривой легкости и фантазийной пластичности.

Директор музея Макс Холляйн, оценивая работу Кэрол Бове, заявил, что «колоссальные фигуры и абстрактные композиции мощно взаимодействуют с окружающей средой, адресуясь к посетителям, и в течение дня по-разному отражают солнечный свет».

«Динамической провокацией» назвала этот скульптурный проект куратор Шина Вагстаф, возглавляющая раздел современного искусства Мет.

«119 лет назад нынешнее здание Мет построили в архитектурном стиле бозар, – сказала она, – но, как и ниши, оставленные пустыми, так и весь музей продолжает оставаться незавершенным и меняющимся проектом».

Кэрол Бове работает импровизационно и создает скульптуры без предварительных набросков. Для этого проекта в ее мастерской в Бруклине были воспроизведены в реальном масштабе ниши фасада.

Фасад Мет
Фасад Мет

Ранее предполагалось, что скульптурные композиции Бове будут размещены на фасаде в сентябре прошлого года, однако реализация проекта была отложена из-за ковида.

Фасадный проект стал частью новой серии работ, которые Мет заказывает современным художникам, чтобы поддержать диалог между художественными практиками разных эпох.

Кэрол Бове родилась в 1971 году в Женеве, жила и училась в Беркли (Калифорния) и Нью-Йоркском университете (NYU). Известна приверженностью к абстрактным формам, которые она воплощает с помощью существующих артефактов и придумываемых элементов. Крупноформатные скульптуры Бове демонстрировались на 58-й Биеннале в Венеции (2019), на арт-ярмарке в Базеле, на других престижных площадках. В 2013 году она создала серию скульптур для нового городского парка High Line на Вест-Сайде Манхэттена.

От Джотто до Гойи

Главным событием, символизирующим возвращение музея в нормальное состояние, Макс Холляйн считает новую серию интересных выставок. В числе важнейших событий года – экспозиция классического искусства, открывшаяся в галереях европейской живописи в декабре прошлого года. Она продлится до весны 2022 года.

Экспозиция, получившая название «Новый взгляд на старых мастеров» – своего рода прелюдия к окончательному переформатированию всех 45 галерей европейской живописи

(1250–1800). Когда оно завершится, огромный раздел музея предстанет в новом качестве. Ранее предполагалось завершить этот амбициозный проект уже в будущем году, но в связи с пандемией сроки могут быть сдвинуты.

Сейчас в новом качестве открыты 21 галерея, в которых представлены примерно пятьсот шедевров европейской коллекции Мет – от Джотто до Гойи. Для освещения залов использованы комбинированные источники естественного и искусственного света, причем компьютерная технология позволяет автоматически регулировать его интенсивность. Во всех галереях обновлены обычные потолки и скайлайты (световые люки).

«В наших усилиях мы руководствовались пониманием того, что естественный свет крайне важен для самого художника, – заявил Кит Кристиансен, куратор секции европейской живописи Мет. – Новая крыша и усовершенствованные световые потолки, меняющие интенсивность света в разные времена года и время суток, позволят посетителям ощутить себя как бы рядом с художниками, в той же атмосфере».

Новая конфигурация галерей позволяет, соблюдая хронологию, создавать смысловые сопряжения картин и скульптур разных мастеров и разных школ. Например, галерея стиля барокко включает не только итальянскую живопись 17-го века, но и испанскую живопись того же периода, что иллюстрирует огромное влияние итальянского искусства того времени во всей католической Европе.

Кроме того, музей приглашает познакомиться с внушительным собранием рисунков и графики Франсиско Гойя (выставка открыта до 2 мая).

Поклонники американского мастера портрета Элис Нил, умершей в 1984 году, давно ожидали ретроспективу ее творчества. Открывшаяся выставка предлагает увидеть более ста полотен, рисунков и акварелей художницы, в том числе знаменитый портрет Энди Уорхола (выставка открыта до 1 августа с.г.).

Год вызовов

В марте музей опубликовал отчет «Год призвания и вызовов», в котором проанализировано воздействие пандемии на деятельность Мет. С отчетом можно познакомиться на сайте музея.

За время пандемии посещаемость, которая прежде достигала 7 млн человек в год, упала на 80 проц. Сказалась и передача в прошлом году Мет Бройер, филиала музея на Мэдисон- авеню, его новым владельцам – музею Фрик. Уменьшился не только поток визитеров, но и доход от кафетериев, магазинов сувениров и книг, расположенных в здании Мет, а также от сдачи помещений в аренду для проведения частных презентаций и приемов.

В прошлом году спустя пять месяцев локаута Мет вновь открылся 29 августа, а 12 сентября его примеру последовал филиал Мет Клойстерс, посвященный средневековому

искусству и архитектуре. С того времени музей и филиал открыты пять дней в неделю с 10 утра до 5 вечера. Чтобы попасть в музей, нужно зарегистрироваться на определенное время. Это помогает равномерному распределению потоков гостей.

Администрации музея пришлось потуже затянуть пояса. Сотрудникам снизили зарплату, примерно 20 проц. персонала были уволены. Руководство приняло трудное решение – подкрепить финансовую стабильность двумя непопулярными мерами. Во-первых, часть средств позаимствовали из музейного фонда, святая святых финансового благополучия Мет. Во-вторых, были выставлены на продажу несколько предметов искусства из запасников музея. Выбрали произведения-дубликаты, редко выставляемые и относительно низкие по качеству.

В борьбе за выживание помогло наличие богатых друзей и покровителей. Частные доноры пожертвовали дополнительно 35 млн долларов, чтобы помочь музею остаться на плаву. 10 млн долларов музей получил в качестве гранта от федерального управления малого бизнеса.

Резко изменился и состав посетителей. По данным музея, 90 проц. визитеров составляют жители трех близлежащих штатов – Нью-Йорка, Нью-Джерси и Коннектикута.

«В прошлые годы половину гостей составляли туристы – иностранцы и американцы из других штатов, – сказал Макс Холляйн. – Сейчас наша аудитория – преимущественно местные жители, из которых 25 проц. обладают музейным членством, прежде эта цифра составляла 10 проц. Сегодня музей для многих как старый добрый друг, с которым не хочется терять связь».

Материальное положение музея настолько критично, что впервые в своей практике в марте Мет запустил видеорекламные ролики на разных платформах, призывая ньюйоркцев и жителей трех штатов посетить музей, его постоянную экспозицию и выставки.

Пандемия способствовала расширению онлайновой аудитории. Сообщалось, что за прошлый год более 3 млн человек «осмотрели» музей с помощью виртуальных экскурсий. Число посетителей музейного аккаунта в сервисе Instagram подскочило на 95 проц.

На этой неделе объявлено, что Институт костюма Анны Винтур, одно из подразделений Мет, откроет большую выставку в сентябре этого года. Первая ее часть, «В Америке: лексикон моды», приурочена к 75-летию института и посвящена вехам американской индустрии моды. Вторая часть, «В Америке: антология моды», откроется в мае 2022 года в Американском крыле Мет и, по замыслу организаторов, свяжет развитие моды в США с общекультурными процессами.

На сентябрь запланирован благотворительный бал моды Мет Гала, проводимый ежегодно с 1948 года. Для Института костюма это важнейшее событие по сбору средств на поддержание его деятельности. Ведь Институт костюма – единственное подразделение музея, существующее на самоокупаемости. В мае 2019 года бал собрал более 15 млн долларов, в мае прошлого года он был отменен. Как отмечает газета «Нью-Йорк таймс», если к сентябрю останутся в силе правительственные требования, в частности, обязательное ношение масок, то понятие бала-маскарада обретет новый смысл.

XS
SM
MD
LG