Линки доступности

Четверть века назад прошел телемост США – СССР


Фил Донахью
Фил Донахью

25 лет назад в эфире Центрального телевидения прошел первый в истории телемост СССР-США «Встреча в верхах рядовых граждан». Вели его – из Сиэтла тележурналист Фил Донахью, широко известный в США по одноименной популярной программе (его телешоу транслировалось в 200 городах Америки), а из Ленинграда – Владимир Познер, имя которого до этого мало кому было известно.

Это событие вошло в историю отношений двух стран как одна из первых ласточек потепления в «холодной войне», завершившейся с падением Берлинской стены и распадом СССР. Именно так оценил телемост Блэр Рубл, директор Института Кеннана в Вашингтоне, представляя Донахью и Познера участникам дискуссии, посвященной прошлому и настоящему общественной дипломатии. Филу Донахью удалось приехать из Нью-Йорка в столицу Соединенных Штатов, а вот Владимиру Познеру из-за извержения исландского вулкана пришлось участвовать в дискуссии из Москвы.

Донахью признался, что 25 лет назад боялся дать согласие на то, чтобы вести телемост совместно с советским журналистом: «Я и так был известен как левак, а тут еще скажут, что с коммунистами связался!».После совместно проведенного телемоста, Донахью и Познер остались друзьями на всю жизнь. «Я рад, что успел с ним познакомиться, когда у него на голове еще были волосы»,- пошутил американский журналист.

По условию американской стороны, участников для первого телемоста, который вышел в эфир 29 декабря 1985 года, отбирали помощники Донахью. Они пригласили в студию в Ленинграде рабочих и служащих. Никакого сценария программы не было. Аудитории в Сиэтле и Ленинграде могли свободно общаться друг с другом.

Например, пожилая американка спросила о жене недавно избранного Генерального Секретаря Михаила Горбачева: «Это правда, что Раиса Горбачева раньше работала в ВУЗе и преподавала там ленинизм?». Наступила неловкая пауза, которую нарушила молодая советская девушка: «Вы ошибаетесь, если думаете, что жена Горбачева говорит нам, где она работает и какую зарплату получает». Но на вопрос о том, почему академик Андрей Сахаров находится в Горьком, советская аудитория ответить не смогла. По наблюдению Донахью, «они были в шоке от такого вопроса».

Владимир Познер вспоминает, как в 1986 году во время второго телемоста Ленинград-Бостон, в котором участвовали только женщины, одна американка выразила возмущение тем, что в Америке в кино и по телевизору показывают жестокость, насилие и секс. «Как вы решаете эту проблему?», – обратилась она к советским женщинам. В ответ прозвучала фраза, ставшая знаменитой: «В СССР секса нет!».

Оба журналиста заметили, что в СССР об Америке знали больше, чем американцы – о Советском Союзе. «Во время встречи с 350 советскими гражданами я спросил, где бы они хотели побывать в Америке, если бы у них была возможность поехать только в одно место, – вспоминает Фил Донахью. – Первым ответил мужчина: «В Лас-Вегасе», а затем – женщина: «В Оксфорд, штат Миссисипи, потому что там родился писатель Фолкнер». В Америке же в то время представление об СССР связывалось с русским медведем».

Владимир Познер считает, что с тех пор отношение россиян к США изменилось: «Любопытства больше нет, потому что мы смотрим американские фильмы, читаем американскую литературу, свободно путешествуем. Но это нам не прибавило понимания американцев. Предрассудки по-прежнему существуют, паранойя полностью не преодолена».

«Это неправильно, что мы должны одинаково думать, – продолжил известный российский журналист. – Мы должны понимать друг друга. И сегодня мы идем в этом направлении, ходя до взаимопонимания – еще долгий путь. Сейчас в наших представлениях друг о друге превалируют образы, созданные СМИ».

Фил Донахью выразил разочарование тем, что американцев сейчас мало интересует Россия. По его мнению, это связано с тем, что с распадом СССР исчезла «интрига», образ врага. Хотя он признался, что и 25 лет назад телемост, ставший столь знаковым событием в отношениях между США и СССР, почти не привлек внимания американской общественности. Именно это стало причиной того, что в эфир вышло всего две такие программы. «У телемоста не было рейтинга, потому его и закрыли. В коммерческом телевидении жесткие правила», – говорит Донахью. А Познер добавляет, что после телемоста получил 70 тыс писем от советских граждан.

Можно ли и нужно ли возродить телемост сейчас? Ведь в обеих странах поставлена цель расширения контактов на уровне простых граждан, общественных организаций – так называемая «публична дипломатия».

По мнению Хэйзел Херлберт – исполнительного директора неправительственной Национальной сети безопасности, бывшего спичрайтера президента Клинтона – настало время новых, все более демократичных форм общения и контактов с помощью блогов, Twitter, социальных сетей... «Они вовлекают в общение людей, которые бы раньше никогда не общались. В одной только сети Facebook – 400 миллионов участников! И их невозможно заставить замолчать. Это мощная сила свободы. Сейчас Советский Союз не мог бы сохраниться. Его бы разрушил Facebook», – считает Хэйзел Херлберт.

«Действительно, технологии создают новые возможности, – соглашается Владимир Познер, – но не следует забывать, что молодое поколение россиян родилось в другой стране. 20-летние вообще не знают, что означает слово «невыездной» – и слава Богу! Однако в их среде есть и националисты, и скинхеды».

В США тоже есть экстремисты, но они не определяют лицо американского общества, заметила Херлберт. По ее словам, только прямое общение позволит решить общие проблемы, которые существуют и в США, и в России, а также преодолеть непонимание не только между нашими странами, но и с другими обществами.
С этим выводом согласились оба организатора исторического телемоста – и Владимир Познер, и Фил Донахью.

XS
SM
MD
LG