Линки доступности

Без срока давности


В апреле этого года, когда агенты ФБР сажали в самолет Джона (Ивана) Демьянюка, депортированного в Германию, где его ждет суд за участие в преступлениях против человечества в годы второй мировой войны, сотрудники Отдела специальных расследований (ОСР) министерства юстиции наблюдали за этой сценой по телевидению.

«Даже когда самолет взлетел, я не мог поверить, что дело завершилось, - признался глава ОСР Илай Розенбаум. – Мы занимались им столько лет, потратили столько сил, и каждый раз что-то обваливалось». Демьянюк, как было неопровержимо установлено, служил охранником в лагере Собибор, где были уничтожены в газовых камерах 250 тысяч человек, в основном евреев, которых свозили со всей Европы. Ранее его ошибочно приняли за другого охранника, депортировали в Израиль, где суд признал ошибку в установлении личности, и Демьянюк смог вернуться в США.

Дело Демьянюка, по словам ведущего следователя ОСР Джонатана Дриммера, можно считать «заключительным аккордом в работе целого поколения». Отдел спецрасследований был учрежден в 1979 году для выявления лиц, которые скрыли свое преступное прошлое при подаче документов на въезд в США. За 30 лет ОСР добился судебных постановлений о депортации 107 лиц и воспрепятствовал получению разрешений на иммиграцию в США еще 180 лиц из числа гитлеровских пособников.

Следователям весьма помогло раскрытие (пусть даже и частичное) архивов военного времени в бывших странах Восточного блока. Там были обнаружены заполненные с немецкой педантичностью документы, доказательность которых невозможно отрицать. Например, заказ на патроны для зондеркоманды, расстреливавшей жителей Винницы. Или требование на машину-душегубку. Личности подписавших эти бумаги были установлены.

Но «заключительный аккорд» вызван, прежде всего, естественными причинами. Демьянюку 89 лет. В той же возрастной категории есть еще несколько человек, чье прошлое расследует ОСР. Таким образом охота за нацистами, по сути, завершена. Это не значит, однако, что отделу пора вешать на двери замок. «Такое произойдет, если в мире перестанут истреблять людей», - говорит Розенбаум.

«Наша работа не настраивает на оптимизм, - продолжает он. – Поговорите с жертвами, с теми, у кого на глазах убивали родных и близких всеми видами смерти, и вы не сможете забыть их рассказы. Один из моих коллег провел несколько недель в Руанде. Недавно мы слушали правозащитника из Гватемалы. В Вашингтон приезжала делегация из Сребреницы… Этому не видно конца».

В 2004 году Конгресс уполномочил ОСР выявлять лиц, замешанных в геноциде в любой части света. В январе с.г. отдел получил высокую оценку мировой общественности, добившись осуждения на 97 лет тюрьмы Чарлза Тейлора-младшего, сына бывшего президента Либерии, пытавшегося найти убежище в США. Он был уличен свидетелями в личном участии в пытках и убийствах целых семей.

На очереди – еще около ста преступлений подобного рода. «Они не имеют срока давности. И Соединенные Штаты несут моральное обязательство за то, чтобы палачи не смогли затеряться в нашей стране», - сказал в интервью газете «Вашингтон пост» заместитель генпрокурора Лэнни Брейер, чья мать сумела выжить в Аушвице.

XS
SM
MD
LG