Линки доступности

Евгений Ясин: «В Америку я впервые приехал в 1979 году с группой советских ученых, которые тогда, подчеркиваю, в советское время занимались информатикой...»


Евгений Ясин
Евгений Ясин

Матвей Ганапольский знакомит читателей рубрики с первыми впечатлениями от Америки известных российских политиков, деятелей культуры и искусства, общественных деятелей, которые когда-то впервые пересекли границу США и открыли для себя новую страну. Новые материалы в рубрике «Матвей Ганапольский: Открывая Америку» в начале каждой недели

В Америку я впервые приехал в 1979 году с группой советских ученых, которые тогда, подчеркиваю, в советское время занимались информатикой. Конечно, нужно делать скидку на то, какая в советское время могла быть информатика и на какой технике все это осуществлялось.

Но это неважно – главное, что на другом континенте нашлись люди, которые захотели с нами по этому поводу разговаривать, что в то время уже было немало.

Должен сказать, что Нью-Йорк и Вашингтон на меня впечатления не произвели: меня в СССР еще ранее обучили как выглядит «город желтого дьявола», кроме того, я много читал об Америке в книгах.

Но на меня колоссальное впечатление произвел город Тусон в штате Аризона. Это старый, еще испанский город, который устроен принципиально иначе, чем европейские города (а тем более русские), и первая отличительная особенность в том, что там нет тротуаров. Напомню, это был 79-й год, но в этом городе не было тротуаров. Для нас это было удивительным: все люди ездили на автомобилях, потому что если вы хотите зайти в магазин, то он, в принципе, рядом, в трех-пяти минутах, но не ходьбы, а езды – то есть в паре километров, а эти пару километров пешком не пройдешь. А если ты машину не водишь, то тебе конец. А у нас, естественно, не было машины.

И хотя американские друзья не дали нам умереть с голоду, но сам по себе образ города, который находится на краю пустыни, где с центральной улицы виднеются горы Санта-Катарина, а рядом пролегают колоссальные автострады, вдоль которых бесконечные торговые молы и рестораны – эта гремучая смесь производила впечатление и навевала раздумья. К этой картине добавлялась пастораль из коттеджей, голубых однотипных бассейнов, нескольких небоскребов в деловом центре и трогательной церквушки на окраине.

Так вот, это описание города, который в то время был самым растущим городом Америки. Это был колоссальный центр электронной промышленности, а на его окраине располагалась колоссальная военная база. Смешно то, что когда мы летели над этим местом, то я сказал своему товарищу, что мы сейчас как шпионы – мы видим эту базу без всякого прикрытия и можем ее сфотографировать. На что мой товарищ показал мне эту же базу на туристической карте этого города, так что шпионов из нас не вышло.

Но, кроме этих баз, дорог и молов, в Тусоне находится лучший университет, в который мы пришли и поразились, насколько он хорошо оборудован. Мы поразились, увидев библиотеку университета, поразились тому, как организован учебный процесс. Мало того, что это красиво – это было еще и крайне эффективно.

Я потом объездил многие американские университеты, и всегда они производили на меня большое впечатление, потому что это огромная интеллектуальная сила. И когда сейчас все рассуждают о новой инновационной эпохе, именно Америка представляет собой на этом поле огромную силу, и никто на этом поле с ней соревноваться не может.

Больше стали? Пожалуйста, обращайтесь в Китай!
Больше нефти? Добро пожаловать в Россию!
Но если нужен интеллект? Это в Америке.

Причем он туда стягивается со всего мира, и это потому, что такой обстановки, атмосферы и условий, которые там есть, не найдешь ни в одной стране. И еще, работая там, ты понимаешь, что живешь в окружении лучших и ты можешь не отставать от них. Я считаю это наибольшим счастьем для человека научного, интеллектуального склада ума.

Что может быть слаще денег и власти – это признание коллег. Во всяком случае, тогда это было так.

Я был там у одного коллеги-славянина, который там работал. Так вот, в то время у него в кабинете стоял персональный ксерокс. Ему была доступна любая информация – у него стоял компьютер, в то время еще не персональный, этот компьютер был связан с университетской сетью, и он брал оттуда все, что ему было нужно.

И это было тогда, и с того времени эта инфраструктура развивалась безостановочно и со страшной силой. И именно Америка за последние 30 лет прошлого века создала три главных изобретения – компьютер, мобильный телефон и интернет.

Это не слабо!

Интересно, что подобное никак не получается в Европе, вернее, получается, но частично. Смотрите, это получается в Англии, в Голландии, а вот во Франции, в Италии, в Германии получается не очень. Получается у тех, кто ближе к американским стандартам, а кто заражен социализмом, тот плетется в хвосте. То есть Европа – это другая культура, у которой не очень в чести конкуренция. Вот во Франции массовые демонстрации – протестуют против мизерной пенсионной реформы, хотят загубить Саркози, а ведь реформа эта нужна. Англия ближе к Америке, просто там меньше платят. И из-за этого лучшие перетекают на другой континент, чтобы сесть на американскую интеллектуальную иглу.

И если делать вывод из того, что я сказал, то он может быть длинным и коротким.

Длинный такой: Америка – это сосредоточие интеллектуальной элиты мира.

Если короткий, то он звучит так: Америка – это страна без тротуаров, что нашему динамичному времени вполне соответствует.

XS
SM
MD
LG