Линки доступности

«Русская гостиная» в Вашингтоне без матрешек и балалаек


Наталья Золотова и Сергей Скуратов
Наталья Золотова и Сергей Скуратов

Благотворительный фонд Потанина представил в Кеннеди-центре современное российское искусство

Строго говоря, отмечать открытие этой гостиной в Вашингтонском национальном центре искусств имени Джона Кеннеди следовало год назад. Но тогда, как намекали мне устроители нынешнего события, фон в американо-российских отношениях был уж совсем не благоприятным для такого рода презентаций. Впрочем, и сегодня этот фон оставляет желать лучшего, но было решено, что именно сейчас культура снова должна сказать свое слово.

«Давайте вспомним "холодную войну". Даже в то время Кеннеди-центр был одним из немногих мест в Америке, где выступали Большой театр, Мариинский театр, – говорит представитель инвестиционной компании Владимира Потанина «Итерросс» Антон Муравьев. – И вот, сколько существует Кеннеди-центр, а это уже больше 40 лет, он всегда был одним из символов культурного взаимодействия США и России».

История сотрудничества Кеннеди-центра с благотворительным фондом Потанина, рассказывает Антон Муравьев, началась в 2011 году, когда на 40-летие Центра Фонд сделал свой благотворительный вклад в размере 5 миллионов долларов. Дэвид Рубинстайн, председатель попечительского cовета Кеннеди-центра, и Владимир Потанин, российский бизнесмен и меценат, вместе обсуждали, как лучше использовать эти средства на новые культурные программы. В том числе – на создание «Русской гостиной».

«Дело в том, – продолжает куратор проекта, искусствовед Наталья Золотова, – что в Кеннеди-центре уже было три именные гостиные (израильская, африканская и китайская). Нам предложили сделать русской четвертую – самую большую. Но там был целый список условий, которые мы должны были соблюсти. Например, сохранить в интерьере подаренную Ирландией огромную люстру из уникального горного хрусталя…»

При этом, добавляет Золотова, учитывался своего рода «дипломатический эффект присутствия», и надо было органично вписаться в общий культурный стиль современного Кеннеди-центра.

«Моя идея состояла в том, чтобы не делать этакое декоративное убранство с набором информационных клише, чтобы это не было похоже на интерьер Travel Agency, где просто собраны известные, узнаваемые образы той страны, с которой агентство работает. В данном случае: матрешки, Храм Василия Блаженного, пластиковый мишка…» , – поясняет искусствовед.

В конкурсе, объявленном благотворительным Фондом Владимира Потанина, было десять участников. Победителями стали художник Валерий Кошляков и архитектор Сергей Скуратов, которые работали в разных странах и раньше даже не были лично знакомы друг с другом. Но, по мнению Натальи Золотовой, вместе архитектор и художник сумели составить прекрасный творческий тандем и представить свое понимание того, что представляет собой современное российское искусство, которое, следуя в целом западной культурной традиции, обладает своим специфическим набором техник и приемов.

«Главный мой месседж, – говорит известный российский архитектор, почетный строитель Москвы Сергей Скуратов, – показать, что между народами и странами не должно быть границ. И наша гостиная несет в себе эти символы. Это абсолютно чистое, светлое, бесконечное пространство, которое коммуницирует с классическим пространством Кеннеди-центра чрезвычайно тактично и очень дружественно. Мне хотелось сделать пространство максимально большим, максимально высоким. И максимально распространиться в разные стороны. Наверное, в этом и проявляется эта русскость. Россия – бесконечная страна. Я вот даже не был на другом ее конце – на Камчатке».

Скуратов признается: очень трудно передать словами язык архитектуры. Лучше увидеть и почувствовать самому. Возможно, нечто подобное сказал бы о своей работе над проектом и живущий в Париже известный российский художник Валерий Кошляков. Он, к сожалению, не смог прилететь на презентацию в Вашингтон, так как участвует сейчас в серии итальянских выставок. Но за художника говорят его картины, ставшие очень важной частью интерьера гостиной. Их две, и обе – городские пейзажи. Но – пейзажи урбанистически-утопические, в океан образов которых погружались гости презентации.

«Американцы не раз мне говорили мне, что узнают здесь Чикаго. Для нас это, скорее всего, Москва или Петербург, – делится впечатлениями Наталья Золотова. – Кошляков известен как очень мощный утопический и урбанистический визионер. Он создает картины каких-то несуществующих городов, когда что-то загадочное происходит с пространством. Тут и разрушение вавилонских башен, и мечты о каком-то новом мире. Тут и Кампанелло с «Городом Солнца». И какие-то русские утопии. Возвышение и гибель империй».

Наверное, у тех, кто приходит и еще будет приходить в эту гостиную, ее убранство будет порождать свои глубоко личные образы и ассоциации. Не берусь судить, всем ли придется она по душе, и все ли согласятся с творческим решением авторов. Но ведь в этом и состоит настоящее искусство – оно с каждым говорит на своем языке, заставляет спорить, сомневаться, задумываться и, в конечном счете, лучше понимать друг друга и окружающий мир.

А что касается планов, то, как рассказала генеральный директор благотворительного фонда Потанина Оксана Орачева, фонд совместно с партнерами: The US Russia Foundation и Trust for Mutual Understanding уже приступил к новому американо-российскому проекту.

«Это стажировки музейных профессионалов, – рассказывает Оксана Орачева. – Первая группа уже находится здесь в Вашингтоне. А к концу года американская группа приедет в Россию. Культура – это та сфера, которая объединяет людей, позволяет им говорить на одном языке. И нам кажется очень важным именно сегодня, независимо от каких-то внешних обстоятельств, продолжать и развивать культурные обмены».

XS
SM
MD
LG