Линки доступности

«Жирный вторник» в Новом Орлеане


Сегодня при произнесении названия «Новый Орлеан» у многих возникает ассоциация со страшной трагедией – ураганом «Катрина» и с погибшими в затопленном городе людьми. Однако задолго до «Катрины» Новый Орлеан, расположенный на юге США, в штате Луизиана, прославился своими ежегодными карнавалами.

За две недели до начала Великого поста в городе начинаются уличные парады, праздничные пирушки и джазовые концерты. По уровню бесшабашности, по числу шествий и по количеству выпитого спиртного карнавал достигает своего пика в «Жирный вторник» – по-французски «Марди Гра» (Mardi Gras) – в последний день перед началом Великого поста.

Выглядит это примерно так. По улице двигаются прихотливо украшенные передвижные платформы, с которых люди в костюмах бросают сувениры в празднично возбужденную толпу зрителей. Сувениры могут быть самые разные – дешевые блестящие бусы или плюшевые игрушки, а костюмы участников – самые неожиданные. Впереди передвижной платформы шагает оркестр, сзади двигаются танцоры и акробаты. Все это пестрое шествие шумно и весело перемещается по городу под восторженные вопли зрителей. За 12 дней «Марди Гра» по улицам Нового Орлеана проходят десятки таких процессий, проезжают сотни разукрашенных платформ с сотнями участников.

Самые грандиозные и пышные парады – парады «Зулу» (Zulu), «Рекс» (Rex) и «Бахус» (Bacchus). На передвижных платформах парада «Рекс» обычно едет откормленный теленок – символ последней мясной трапезы перед Великим постом. Во время парада «Зулу» над толпой в высоком кресле проплывает человек с выкрашенным черной краской лицом, в юбке из травы – это «Король Зулус», важная и устрашающая фигура. А парад «Бахус», названный так в честь античного бога виноделия и веселья, порой напоминает добродушную вакханалию. Среди меньших по масштабу парадов – «Клеопатра», «Дю Вье», «Элвис», «Гермес», «Марди Гра Индианс», «Мид-Сити», «Мом», «Вавилон» и десятки других.

Традиция карнавалов «Марди Гра» появилась в Новом Орлеане в середине 19 века. Этот праздник и сегодня продолжает быть уникальным и искренним, вероятно, потому, что не испорчен коммерцией. Согласно законам Нового Орлеана категорически запрещено помещать оплаченную рекламу товаров или услуг на передвижные платформы. Расходы на организацию шествий и другие элементы праздника берут на себя сами жители города. Они объединяются в клубы, так называемые «Krewe», и платят ежегодные взносы. Каждый такой клуб отвечает за организацию определенного парада.

Компания Kern Studios более шести десятилетий изготовляет передвижные платформы для парадов. «Мой дед был художником, – рассказал в интервью «Голосу Америки» сын основателя компании Бэрри Керн. – Но во времена Великой депрессии в США невозможно было таким образом зарабатывать деньги. И он стал раскрашивать вывески, а потом сделал несколько платформ для «Марди Гра». И моего отца этому научил. Отец основал компанию Kern Studios в 1947 году. Сейчас мы оформляем самые крупные парады – «Рекс», «Зулус», «Орфей». Я продолжаю дело отца и деда потому, что, с моей точки зрения, «Марди Гра» – это важное культурное явление, очень известный карнавал не только в США, но и во всем мире».

«Мы создаем приятные для глаз вещи, создаем атмосферу радости и веселья, – продолжает Бэрри Керн. – За эти годы мы изготовили тысячи платформ для “Марди Гра”. Ты трудишься целый год, чтобы 12 дней люди могли повеселиться от души. По городу одновременно проходят несколько парадов, 200 или 250 платформ выезжают на улицы. Мы координируем движение техники, работаем с полицией, с пожарными, с городскими властями. А когда праздник заканчивается, мы возвращаем платформы в студию, ремонтируем их и готовим к следующему году».

Первый парад в честь «Жирного вторника» в Новом Орлеане состоялся в середине 19 века. Тогда жизнь здесь была нелегкой – восстания рабов, нападения индейцев, тяжелый климат с ураганами, наводнениями и комарами. В 1840-х годах власти города незадолго до пасхального поста стали организовывать балы и карнавалы, чтобы хоть как-то «развеять» местное население. Яркие костюмы, уличные процессии, роскошные обеды – все это постепенно становилось ежегодной традицией. Был сформирован первый карнавальный клуб «Мистическая команда Кома» (Mystick Krewe of Comus), который отвечал за организацию уличных шествий (древнегреческий бог Ком был покровителем ночного веселья, пиршеств и праздного времяпровождения). В 1858 году по улицам Нового Орлеана проехала 31 карнавальная платформа с участниками в костюмах Юпитера, Минервы, Аполлона и Бахуса. Платформы тянули за собой мулы в нарядных белых попонах.

Установление веселой традиции «Марди Гра», как ни странно, имеет отношение и к России. В 1872 году Новый Орлеан должен был посетить великий князь Алексей Александрович Романов, и организаторы уличных шествий расширили масштаб праздничных мероприятий, чтобы удивить высокого гостя. В Новом Орлеане жива еще легенда о том, что парады, конечно, великому князю понравились, но особенно он был поражен и тронут выступлением местной певицы по имени Лидия Томсон. Она спела для князя песню под названием «Если я перестану любить». В ней есть такие слова: «Коровы начнут нести яйца, а у рыб вырастут ноги – если я перестану любить».

В Новом Орлеане действительно умеют веселиться – во время «Марди Гра» во Французском квартале распахнуты двери джаз-клубов, оттуда несется музыка… Люди с пластмассовыми стаканчиками в руках переходят от клуба к клубу, от бара к бару. Законы Нового Орлеана не запрещают распивать алкогольные напитки прямо на улицах (в отличие от многих других городов США). Поэтому в пластмассовых стаканчиках обычно – знаменитый новоорлеанский напиток «Ураган». Его основная составляющая – крепчайший карибский ром. Туристы и местные жители с утра до вечера бродят по улицам с такими стаканчиками.

В Новом Орлеане проходит один парад «Баркус» (Barchus), по аналогии с крупным парадом «Бахуса» (Bacchus), но его название происходит от английского слова bark, то есть «лаять». По названию можно сразу догадаться, что его участники – не люди, а четвероногие, псы самых разных пород, мастей и размеров. В том числе и английская овчарка Бамбук, огромный снежно-белый лохматый пес. Его хозяева – адвокат Билл Шаап с женой Эллен. Вообще-то Билл и Эллен большую часть года живут в Нью-Йорке, но вот уже лет пять зимой приезжают в Новый Орлеан. Каждый год они придумывают для Бамбука новый костюм, наряжают его и вместе с сотнями других разряженных псов маршируют по улицам Французского квартала.

«Три года назад мы впервые зарегистрировали Бамбука через Интернет для участия в параде, – рассказал Бил Шаап в интервью «Голосу Америки». – Мы платим за это удовольствие в год около 45 долларов. Собранные с собак и их хозяев средства идут на организацию парада, а также различным группам, защищающим права животных».

Билл согласен, что основное очарование «Марди Гра» состоит в том, что это некоммерческий праздник. «Все мероприятия “Марди Гра” организуются на общественных началах. Это началось более 150 лет назад, еще до того, как кока-кола или сигаретные компании завладели рынками, – рассказал Билл Шаап корреспонденту «Голоса Америки». – Многие поколения жителей города были и остаются членами клубов “Марди Гра”, это давняя традиция. Это совсем не то, что парад “Мэйсиз” в Нью-Йорке, где каждый воздушный шар – это реклама товара, выставленного на продажу. Новый Орлеан – очень непокорный город, и можно даже сказать, что «Марди Гра» – это вызов другим коммерческим мероприятиям».

Что касается Бамбука, одним из самых удачных его облачений был костюм «Трамвай “Желание”» – как в одноименной пьесе Теннеси Уильямса. Билл и Эллен сшили своему псу попонку в форме вагона трамвая и нарисовали на ней окна, двери и трамвайные поручни.

Во вторник новоорлеанский карнавал «Марди Гра» заканчивается. Жители Нового Орлеана уже начали готовиться к «Марди Гра» 2011 года.

  • 16x9 Image

    Виктория Купчинецкая

    Телевизионный журналист, штатный корреспондент «Голоса Америки» с 2009 года. Работала в Вашингтоне, освещала президентские выборы, законодательный процесс и общественно-политические движения в США. Переехав в Нью-Йорк, освещала работу ООН и городских институтов власти. Виктория работает над специальными телепроектами, которые отражают жизнь необычных американских общин

Читайте также

XS
SM
MD
LG