Линки доступности

Малалай Джойя: международная помощь нужна не Карзаю, а афганским демократам


Итак, очередные афганские выборы – на этот раз парламентские – состоялись. Традиционно успешные, по словам кабульских официальных лиц, и привычно сомнительные, с точки зрения международных наблюдателей.

Правда, объявив об успехе, председатель Независимой избирательной комиссии Фазал Ахмад признал, что были допущены и ошибки. Впрочем, ошибок этих, по его словам, следовало ожидать – принимая во внимание положение в стране.

Командование международной коалиции сообщает более чем о трехстах случаях насилия, имевших место в ходе выборов. Афганская комиссия по жалобам уже сегодня приводит данные о подтасовках при регистрации избирателей, о позднем открытии избирательных участков и о фальсификациях результатов голосования.

Насколько законны в таком случае нынешние выборы? Этим вопросом задаются сегодня не только международные наблюдатели, но также эксперты и политики далеко за пределами Афганистана. Поскольку афганская внутренняя политика давно уже сделалась существенным фактором политики международной.

А сами афганцы – что думают они о происходящем в стране? В нынешней ситуации было бы наивно ожидать от жителей Афганистана единства взглядов. Русская служба «Голоса Америки» решила на этот раз обратиться за комментарием к эксперту, известному бескомпромиссностью своих оценок.

«К мнению афганского народа не прислушивается никто», – сказала в интервью корреспонденту Русской службы известная афганская правозащитница Малалай Джойя. Ее книга «Женщина среди полевых командиров» (A Woman Among Warlords), написанная в соавторстве с канадским писателем и правозащитником Дериком О’Кифи, вышла недавно в четырнадцати странах.

Детство и юность Малалай Джойя (отметим, что это – псевдоним; подлинное имя правозащитницы не разглашается в целях безопасности ее семьи) прошли в иранских и пакистанских лагерях для беженцев. В годы правления талибов она – вопреки запрету властей – организует подпольные школы для девочек. После освобождения – участвует в создании больниц и сиротских приютов. И вот, в 2003 году, – выступив на заседании Конституционной ассамблеи Афганистана – обретает общенациональную известность. А вместе с ней – и новых врагов: двадцатипятилетняя активистка заявила, что лица, запятнавшие себя преступлениями против афганских женщин, подлежат как афганскому, так и международному суду. Правда, спустя два года Малалай избирают в парламент – она становится самым молодым афганским законодателем. Но ненадолго: бескомпромиссность не по душе власть имущим, и вскоре депутатские полномочия Малалай приостанавливаются: правозащитнице инкриминируют «оскорбление» законодательного собрания.

Репутация у Малалай и в правду противоречивая: шесть женщин-лауреатов Нобелевской премии мира потребовали восстановления ее депутатских прав, охарактеризовав афганскую правозащитницу как «образец для женщин всего мира, стремящихся сделать этот мир более честным». А на родине политические противники именуют ее иначе: «коммунистка», «кяфирка» и «шлюха». Но немало у нее и сторонников. «Многие в моей стране знают то же, что знаю я, и многие разделяют мои взгляды», – убеждена Малалай.

«Чего вы и ваши единомышленники ожидаете от предстоящих парламентских выборов?» – с этого вопроса начался телефонный разговор корреспондента Русской службы «Голоса Америки» с «женщиной среди полевых командиров», состоявшийся за несколько недель до последнего акта народного волеизъявления в Афганистане.

Алексей Пименов: Итак, чего же следует ждать от предстоящих выборов?

Малалай Джойя: Сам факт выборов – главный признак демократии – в этом не может быть сомнений. К несчастью, выборы стали игрушкой в руках полевых командиров и мафиози. За все эти девять лет нам ни разу не пришлось участвовать в «чистых» выборах. Результаты выборов зависят не от тех, кто голосует, а от тех, кто считает голоса, – вот главная проблема афганцев. Марионеточная власть Карзая и его зарубежных партнеров – вот кто будет делать это в данном случае. За девять лет они не раз обманывали народ, и именно поэтому многие решили просто не участвовать в последних президентских выборах. Да и на предстоящих выборах народу надеяться не на что. Власть полевых командиров и наркодельцов только увеличится. Власть останется все в тех же руках. А человека с демократическими убеждениями они в парламент не пропустят. Да, в парламенте есть женщины, но это тоже – показуха. Потому что эти женщины придерживаются фундаменталистских взглядов, а некоторые из них находятся под контролем полевых командиров.

А.П.: Немало говорится и пишется о проблеме коррупции в Афганистане. Каково, на ваш взгляд, действительное положение дел?

М.Д.: У власти сегодня – полевые командиры и наркобароны, духовно ничем не отличающиеся от талибов. Они пришли к власти после 11 сентября – под маской демократии. Потому-то Афганистан и является сегодня центром наркобизнеса. Большая часть денег, получаемых от международного сообщества, оказывается в карманах полевых командиров и наркоторговцев. Иными словами, коррупция в Афганистане имеет не только внутренний, но внешний аспект. Деньги из-за рубежа, которые, как предполагается, пойдут на восстановление страны, на помощь вдовам, сиротам, на нужды образования и т.д., в действительности оседают в карманах коррумпированных чиновников.

А.П.: Как бы вы охарактеризовали роль президента Карзая и его правительства?

М.Д.: Думаю, что Карзай – это марионетка, приносящая в жертву национальные интересы страны. С каждым днем Карзай оказывает все большую поддержку полевым командирам и наркодельцам. Все эти девять лет он ведет переговоры и назначает на высокие посты этих террористов, научившихся носить западные костюмы, но духовно, по-прежнему ничем не отличающихся от талибов. У всех этих людей руки в крови по локоть. А теперь Карзай хочет просто привести Талибан к власти, сформировав коалицию полевых командиров с этими террористами. Один из ближайших помощников Карзая – Сайед Фахим, а другой – Карим Халили. Два полевых командира. У них есть даже свои собственные, частные тюрьмы. Если такие люди у власти, как можно думать о том, чтобы остановить преступность?

А.П.: Что же все-таки изменилось в Афганистане за прошедшие девять лет?

М.Д.: Страна превратилась в центр наркопроизводства. Сегодня, согласно докладу ООН, в стране производится девяносто три процента всего опиума на Земле. Положение женщин ухудшается день ото дня. Изнасилования, домашнее насилие, убийства женщин, похищения – все это происходит в буквальном смысле ежедневно. Только под флагом демократии – вот и все отличие от режима талибов. Даже в Кабуле вы не можете чувствовать себя в безопасности…

Строятся новые дома, но все это – показуха. В первую очередь воздвигаются дорогие гостиницы, торговые центры. А людям при этом не хватает продовольствия. Им в этих магазинах купить нечего. Это по карману только полевым командирам и их семьям.

… И вот что я хотела бы сказать демократам всего мира: нам нужна ваша помощь. В Афганистане есть люди демократических убеждений. Есть интеллектуалы, есть демократические партии. Но они не у дел. Поддержите их – к этому я призываю свободолюбивых людей, где бы они ни жили. Мы способны сами бороться с терроризмом и фундаментализмом, но не нам принадлежит власть в стране. Да что там власть. Вот вам пример: на меня было уже четыре покушения. При талибах я могла спрятаться под буркой – оставаясь активисткой, учительницей, и давая уроки девочкам. А сегодня уже не спасает ни бурка, ни личная охрана. Убить женщину в Афганистане – все равно, что свернуть шею птичке.

О других новостях в мире читайте здесь

  • 16x9 Image

    Алексей Пименов

    Журналист и историк.  Защитил диссертацию в московском Институте востоковедения РАН (1989) и в Джорджтаунском университете (2015).  На «Голосе Америки» – с 2007 года.  Сферы журналистских интересов – международная политика, этнические проблемы, литература и искусство

XS
SM
MD
LG