Линки доступности

Андрей Макаревич: нужно не поддаваться на вранье


Российский рокер съездил на восток Украины и рассказал об этом «Голосу Америки»

МОСКВА – Лидер российской рок-группы «Машина времени», автор многочисленных песен и музыкальных проектов Андрей Макаревич 13 августа посетил город Славянск и поселок Семеновку в Донецкой области Украины, которые были недавно отбиты украинской армией у пророссийских сепаратистов, а также дал концерт в пансионате города Святогорск, где размещены беженцы с востока Украины. Выступление Андрея Макаревича перед беженцами было встречено овацией: люди, которым не хватило мест в местном клубе, окружили здание плотным кольцом и слушали песни через открытые окна. В России, однако, поездка певца и композитора на восток Украины подверглась осуждению: одна из газет назвала его «поющим перед карателями», а пророссийские чиновники в Крыму посоветовали ему не приезжать на полуостров. В интервью «Голосу Америки» Андрей Макаревич рассказал о поездке и о своей реакции на осуждающие его публикации.

Данила Гальперович: Почему вы поехали в Славянск?

Андрей Макаревич: Как вы думаете, какой раз я отвечаю на этот вопрос?

Д.Г.: Думаю, что не первый.

А.М.: И не десятый. А вы сами как думаете, что я туда поехал?

Д.Г.: Андрей Вадимович, поскольку мы с вами лично знакомы, я себе представляю вашу мотивацию. Но мне важен именно ваш ответ.

А.М.: Во-первых, когда тебя просят выступить для беженцев, мне кажется, это надо делать совершенно независимо от того, где они находятся. Беженцы – это всегда и везде беженцы. А, во-вторых, мне было очень интересно увидеть эти места своими глазами, потому что в последнее время нашей официальной прессе и телевидению я не очень верю.

Д.Г.: Как можно описать то, что вы видели? Какие у вас от этой поездки ощущения?

А.М.: Я очень много разного видел. Вообще, война никакой радости в своих картинах никому не приносит. Но на этом фоне я увидел и какие-то хорошие вещи. Во всяком случае, я увидел, что город СлАвянск, который у нас почему-то называют СлавЯнск, практически восстановлен, хотя прошло всего три недели с момента окончания боевых действий, хотя по окраинам еще очень много разрушений, и еще очень много работы предстоит. Я не знаю, как выглядят все беженцы, их по Украине около 100 тысяч. Они достаточно равномерно распределены по всей территории. А те беженцы, которых видел я, для которых я выступал, а именно – дети, выглядели лучше, чем я ожидал, скажу честно. Потому что при слове «беженец» у нас возникает перед глазами грустная такая картина. Очень хорошо работают волонтеры в этом смысле. Они им очень здорово помогают. Они собирают для них гуманитарную помощь. Они организуют их быт. Они работают очень слаженно и очень профессионально. Собственно, они меня туда и привозили.

Д.Г.: В сам Славянск?

А.М.: Где находятся беженцы – это не Славянск, это с ним рядом — Святогорск, до Славянска там километров 30. Святогорск – это такой городок вокруг Святогорского монастыря, где располагаются беженцы. В основном они в пионерлагерях там содержатся и в летних домах отдыха.

Д.Г.: Что можно говорить о восприятии действий России в тех местах, где вы выступали?

А.М.: У меня не было возможности какой-то диалог устроить со зрителями. Если говорить о волонтерах, которые организовали мою поездку, большого тепла по отношению к России, к российскому руководству я у них не заметил.

Д.Г.: А что это за волонтеры? Какая это организация?

А.М.: Там несколько фондов. Есть фонд «Мир и порядок». Это люди, которые разные совершенно, которые в мирной жизни занимаются кто чем – кто-то бизнесом занимается, кто-то студент, кто-то врач. Просто эта общая беда их объединила, и они нашли силы и время, чтобы этим заниматься.

Д.Г.: Вы сказали, что не верите сейчас российскому телевидению. Почему?

А.М.: Происходит дикий пропагандистский накат, очень грубый, очень топорный, рассчитанный, скажем так, на не самую продвинутую часть населения, которая у нас, к сожалению, составляет большинство, на которую это очень хорошо работает.

Д.Г.: Вы сейчас говорите о российских медиа?

А.М.: О российских, конечно.

Д.Г.: У вас в одной из песен есть такая фраза «Чем же это вы думали? Что же это вы сделали?» У вас есть ответ на этот вопрос – почему случилось то, что случилось?

А.М.: Я не знаю, почему наша страна все время ходит кругами, все время старается наступить на одни и те же грабли. Я не знаю разгадки этого самого главного и самого страшного секрета. Я не понимаю, почему мы такие отдельные. Очень хотел бы узнать ответ на этот вопрос, но у меня его нет.

Д.Г.: У вас было много социальных песен, вспомнить те же «Вагонные споры», или другие песни-рассуждения о выборе пути. Что, по-вашему, произошло за последние полгода с самой Россией?

А.М.: Произошло восхитительно проведенное оболванивание, оболванивание очень большой части нашего народа. Были нажаты такие кнопочки, самые подлые, которые вызывают ненависть, которые вызывают вражду. И оказывается, что они очень хорошо работают.

Д.Г.: Как вы считаете, России придется возвращать Крым?

А.М.: Не знаю. Я сомневаюсь, что это реально, но я абсолютно уверен, что не было ни гражданской войны на Украине, не было этих многочисленных жертв, если бы не было этой истории с Крымом.

Д.Г.: Уже масса комментаторов выбранила вас за эту поездку. Как вы на это реагируете?

А.М.: Понимаете, какая штука, высказывания делаются следующим образом. Какая-нибудь газета типа «Комсомольской Правды» публикует большой заголовок «Макаревич пел перед карателями», а потом опрашивают известных людей: что вы по этому поводу думаете? Конечно, известные люди говорят: «Перед карателями петь нехорошо». Им не приходит в голову, что я не перед карателями пел, а перед беженцами. Вот так и строится вся пропаганда. Вот и все! Потом они будут извиняться, но извиняться они будут передо мной, а извиняться им надо перед своими читателями за то, что они их обманули. Вот этого, к сожалению, не произойдет.

Д.Г.: У вас сохранились сейчас какие-то контакты с вашими коллегами-музыкантами в Украине?

А.М.: Ну, что значит – контакты?! У меня масса друзей живет в Днепропетровске и в Киеве. Конечно, я с ними перезваниваюсь.

Д.Г.: Есть ли, по-вашему, какой-то способ у вас, людей культуры двух стран, чтобы хотя бы немножко возобновить связь, которая была между Украиной и Россией?

А.М.: Эта связь неизбежно восстановится. Просто теперь на это уйдет много времени, к сожалению. А для того, чтобы она восстановилась, надо просто честно делать свое дело и не врать, и не поддаваться на вранье, и все.

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG