Линки доступности

Дело майора Хасана и борьба с радикальным исламизмом


Как указывает американское военное руководство, одна из инструкций, действующих в американских вооруженных силах, позволяет командованию принимать особые меры в тех случаях, когда тот или иной военнослужащий подозревается в экстремистских настроениях, как это имело место в случае трагических событий в Форт-Худе. Впрочем, по мнению некоторых военных, одной инструкции явно недостаточно.

Среди многих вопросов, возникших в связи с тем, что же побудило майора американской армии Нидаля Малика Хасана убить военнослужащих и одного штатского и ранить еще 40 человек, есть и такой: знали ли о политических взглядах Хасана его сослуживцы, и если да, то как они распорядились этой информацией? Этот вопрос затронул начальник Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США адмирал Майк Маллен в ходе пресс-конференции, состоявшейся в минувший четверг. По словам адмирала, рано или поздно подобная информация становится известна руководству. Однако в случае с майором Хасаном оно так и оставалось в полном неведении – вплоть до трагической развязки.

Окружающие не знали ни о веб-сайтах, завсегдатаем которых был майор Хасан, ни о его переписке с имамом, представляющим радикальную версию исламизма, ни о постепенной радикализации взглядов самого майора. Единственное публичное политическое высказывание, которое позволил себе Хасан, сводилось к тому, что, посылая военнослужащих-мусульман воевать в мусульманских странах, Соединенные Штаты идут на риск, поскольку эти военнослужащие могут обратить оружие против США.

По словам представителя Пентагона Брайана Уитмена, именно для подобных случаев министерством обороны разработана специальная директива для офицерского состава. Однако, как отметил, выступая перед сенатским комитетом в минувший четверг, генерал в отставке Джек Кин, при составлении этой директивы основное внимание было уделено межрасовым взаимоотношениям, и в данной ситуации она неприменима. «Я уверен, что, проведя надлежащее расследование этого инцидента, мы сделаем вывод о необходимости пересмотреть существующие директивы, приняв во внимание слова и деяния приверженцев радикального ислама», – заявил генерал Кин. По его мнению, для офицеров следует разработать специальные инструкции, раскрывающие сущность исламистской идеологии. Необходимо охарактеризовать и методы борьбы с ней – как административные, так и юридические.

Существует, однако, и опасность от отстаивания демократических ценностей перейти к целенаправленному преследованию мусульман-военнослужащих, которых в рядах вооруженных сил США насчитывается несколько тысяч. В этой связи директор Комитета по американо-исламским отношениям Ибрагим Хупер отметил, что в тех случаях, когда речь идет об экстремизме под прикрытием религии, военное руководство должно безотлагательно получать всю необходимую информацию. Однако, по словам Хупера, и в этой ситуации недопустима «охота на ведьм», когда желание отрастить бороду или совершить намаз воспринимается как проявление религиозного фундаментализма.

Впрочем, по мнению некоторых экспертов, из-за подобного рода опасений сослуживцы майора Хасана, возможно, и не сообщили военным властям о его настроениях.

По словам Брайана Уитмена, именно соответствие действующих инструкций реальной ситуации станет основной темой подробного доклада, представить который распорядился в минувший четверг глава военного ведомства США Роберт Гейтс. Первоначальный вариант доклада будет, как ожидается, представлен в начале января будущего года, а окончательный – несколько месяцев спустя.

XS
SM
MD
LG