Линки доступности

Боевые действия в Ливии: реалии и последствия


Боевые действия в Ливии: реалии и последствия
Боевые действия в Ливии: реалии и последствия

Российские эксперты о военной операции стран Запада

В Ливии продолжается одобренная Советом Безопасности ООН военная операция стран Запада с целью «защиты ливийского населения от войск Муаммара Каддафи». Премьер-министр РФ Владимир Путин в понедельник 21 марта назвал резолюцию Совбеза «неполноценной и ущербной». «Она разрешает вторжение в суверенную страну. Это напоминает средневековый призыв к крестовым походам, – добавил он.

При этом Путин согласился, что ливийский режим не попадает под критерий демократической страны. «Но это не значит, что кто-то может вмешиваться во внутриполитический, даже вооруженный конфликт извне, защищая одну из сторон», – подчеркнул глава российского правительства. По его мнению, события в Ливии лишний раз доказывают, что Россия делает все правильно по укреплению своей боеспособности.

Естественно, не остались в стороне от анализа обстановки российские журналисты и эксперты-ближневосточники. Член редколлегии журнала «Независимое военное обозрение» Виктор Литовкин оценил военный аспект происходящего. По его словам, в результате массированных ударов войск коалиции по военным объектам Ливии страдают в том числе и мирные граждане. «Но те, кто ранее голосовал за резолюцию, теперь лукавят, когда говорят о неизбирательном применении силы, – комментирует он. – Военные – не хирурги и не ювелиры. Всегда есть естественное круговое отклонение бомб, ракет и снарядов…»

Виктор Литовкин полагает, что у Ливии очень ограниченные возможности для ответного удара. «В распоряжении верных Каддафи войск до начала операции было около 2 тысяч танков, из них более-менее современных Т-72(образцы первого советского экспортного выпуска) – всего штук 200, остальные – старые, – перечисляет он. – Есть зенитно-ракетные комплексы С-75 («Волга) и С-200 («Ангара») и зенитно-пулеметные комплексы «Шилка» и «Стрела» с дальностью выстрелов 5-10 километров».

По его мнению, поскольку войска коалиции, не входя в зону противодействия, подавили систему управления и обнаружения, выстоять в этом огневом противоборстве Ливии не удастся, и все будет достаточно быстро решено.

Востоковед-арабист, доктор исторических наук Андрей Степанов выразил сожаление по поводу того, что администрация Обамы «втянулась в эту авантюру». «Президент Соединенных Штатов очень умно повел себя в отношении Египта и совершил ошибку, выступив против Каддафи», – аргументирует он.

На его взгляд, цель операции – убрать Каддафи. «А он будет скрываться. Его не достать. И потом бомбить – одно дело. А когда дойдет до наземного десанта, наступит совершенно другой эффект. Начнется национально-освободительная война. Значит, конфликт затянется», – предостерегает востоковед.

Он уверен, что «истерия» по поводу начала операции долго не продлится – помешает возмущение общественности. «Обаму в Конгрессе уже начали дергать – немного ли, мол, войн для Америки, – подчеркнул он. – Какие жизненно важные американские интересы затронуты в Ливии, что надо пускать «Томагавки»? Это возымеет эффект «обратного огня» для участников нынешней авантюры против Ливии».

Эксперт Института востоковедения РАН Борис Долгов заметил, что, по сути, еще до вмешательства стран Запада в Ливии фактически шла гражданская война, вооруженное противостояние режима с повстанцами. «Резолюция ООН развязала руки ведущим странам НАТО, которые начали военную интервенцию. Сейчас встает вопрос о том, будет ли существовать режим», – резюмировал он.

По его наблюдениям, Ливия оказалась единственной страной, где западные державы решились на военное вмешательство, чтобы сместить режим и поставить своих ставленников у власти. «Эти действия инспирированы Францией. Она первой признала переходный национальный совет Ливии», – пояснил он.

Борис Долгов не сомневается, что главная цель военных действий в Ливии – приход в богатый нефтеносителями регион и доминирование здесь после устранения неугодного режима. По его прогнозу, вторжение не достигнет тех целей, которые запрограммировали его инициаторы.

С точки зрения Виктора Литовкина, одними ударами с воздуха кораблей и самолетов дело не ограничится. «Хотя Роберт Гейтс и остальные говорят, что наземная операция не входят в планы коалиции, свергнуть Каддафи и достигнуть победы без нее невозможно. Под каким предлогом она пройдет, другое дело. Это может быть миротворческая операция, операция по принуждению к миру и так далее», – предполагает он.

Итогом эскалации боевых действий в Ливии, по оценке эксперта, может стать усиление террористической деятельности по всему миру. «Опыт у ливийских спецслужб есть. Способов отомстить много», – подытожил он.

Андрей Степанов также полагает, что нельзя упускать из вида тот фактор, что затяжной конфликт в Ливии способен стать «мощнейшим стимулом для исламского терроризма».

С ними солидарен вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов. «Сегодня мы присутствуем при внешней инициации нового этапа международного терроризма. Особую опасность представляют толпы беженцев, которые хлынули с арабского Востока в Европу. Среди них есть эмиссары террора, которые, не раздумывая, могут подорвать, допустим, опору Эйфелевой башни, потому что им нечего терять», – предупреждает он.

По его убеждению, маховик, запущенный «инициаторами нападения на Ливию», будет сложно остановить, а победителей в этой борьбе не будет.

О происходящем на Ближнем Востоке читайте в спецрепортаже «Ближний Восток: стремление к демократии»

XS
SM
MD
LG