Линки доступности

Лукашенко и 2 миллиарда


Российские, белорусские и американские эксперты – о нюансах получения Минском российского кредита в 2 млрд долларов

Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что не считает двухмиллиардный кредит, выделенный Россией под Новый год, подарком Деда Мороза, и объяснил, почему так думает.

«Хотел бы сказать некоторым, которые критикуют у нас в Белоруссии за это и россиян в том числе, что ни правительство России, ни президент, которые умеют хорошо считать деньги, ничего просто так не делают», — приводит пресс-служба белорусского лидера высказывание Лукашенко из его речи по итогам прошедшего в Москве заседания Высшего государственного совета Союзного государства.

Лукашенко также подчеркнул, что белорусская экономика потребляет 60-70% ресурсов и комплектующих предприятий России: «Начиная от финишного производства, вы, таким образом, поддерживаете и свою экономику – российскую».

Заместителя декана факультета мировой экономики и политики ГУ-ВШЭ Андрея Суздальцева аргументы Лукашенко не убедили.

«Лукашенко выпрашивал деньги и получил их, – сказал он в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки». – Причем, это было весьма своеобразное выклянчивание. Только что в республике введен в строй Дворец независимости, который обошелся казне больше чем в полмиллиарда долларов. Бездумно тратить и тут же просить в долг – это уметь надо!».

По его мнению, выделению Беларуси очередного кредита способствовало несколько факторов.

«Первый из них – украинский, – перечисляет экономист. – Потому что в Минске сразу подняли вопрос: как же, Украина не входит в состав Союзного государства и Таможенный союз, но получает 15 миллиардов долларов поддержки?».

Кроме того, все было преподнесено так, что если в республике произойдет дефолт, то резкое падение курса белорусского рубля скажется на имидже всего Таможенного союза, уверен Суздальцев: «Вот на это Лукашенко и бил. Как в анекдоте: я проворовался, а вам за это стыдно будет. Но почему у Белоруссии постоянно возникает тяжелое положение? Потому что там не занимаются реальной экономикой, а просто проедают деньги».

К третьему фактору, обеспечившему получение Минском кредита, замдекана факультета мировой экономики и политики ГУ-ВШЭ отнес обещания Лукашенко, наконец, приступить к реальным экономическим реформам: «Он очень хочет получить инвестиции на ряд проектов, которые Россия сама выбрала. Но при этом, естественно, никак не хочет, чтобы эти проекты перешли затем в стадию приватизации. То есть постоянно идет игра, кто кого обманет. А страна так и живет – от кредита до кредита».

Весной нынешнего года Россия уже рассматривала возможность предоставления Беларуси кредита на сумму два миллиарда долларов. Но тогда министр финансов РФ Антон Силуанов говорил, что заем мог бы и не потребоваться, если бы в республике приватизировали госимущество на 2,5 млрд.

Белорусский политолог Вячеслав Поздняк считает, что, учитывая сроки, в течение которых будут осуществляться поэтапные выплаты, белорусскую экономику этот кредит спасти не сможет: «Не стоит забывать, что эти деньги будут выделены не одновременно; они будут перечисляться на протяжении нескольких лет. Это означает, что в случае серьезного кризиса, подобная помощь, растянутая на несколько лет, оказать на финансовую систему Беларуси значительного влияния не сможет».

По мнению аналитика, одной из причин выделения очередного российского кредита стало опасение о предстоящей девальвации белорусской национальной валюты.

«Однако опять же, мне кажется, этих денег просто недостаточно, поскольку белорусская экономика сейчас находится в предкризисном состоянии: склады забиты нереализованной продукцией, а социальные программы требуют новых финансовых вливаний», – заявил в комментарии Русской службе «Голоса Америки» Вячеслав Поздняк.

Андрей Суздальцев отчасти соглашается с ним, заявляя, что выделенные Россией средства «ухнули в черную дыру».
«Это совершенно потерянные деньги. Потому что Белоруссия никогда отдать их не сможет», – заключил он.

Старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона Андерс Ослунд (Anders Aslund, Peterson Institute for International Economics) называет кредит «каплей в море», отмечая, что подобного рода «займы» стали основным форматом взаимоотношений между Москвой и Минском: «Ежегодно Беларусь получает от России около 10 миллиардов долларов в виде субсидий, дотаций и кредитов. Сейчас белорусская экономика находится не в самом лучшем состоянии; у Лукашенко закончились деньги, и он вновь поехал за ними к Путину».

Лукашенко, по мнению экономиста, в очередной раз допускает одну и ту же ошибку: во времена кризиса он повышает зарплаты высокопоставленным чиновникам. «Сегодня белорусская экономика не может себе этого позволить. В результате этого дефицит только растет и его необходимо срочно погашать», – сказал Ослунд Русской службе «Голоса Америки».

Глава влиятельной правозащитной организации Freedom House Дэвид Крамер (David Kramer) считает, что, выделив Лукашенко кредит, Путин обделяет Россию, экономика которой пробуксовывает.

«Нечто подобное уже случалось. Например, в ноябре 2011 года, когда Путин помог Лукашенко. Однако российский лидер продолжает демонстрировать щедрость к соседям в то время, как экономические показатели его страны не выглядят впечатляюще. Несмотря на то, что Россия занимает третье в мире место по запасам конвертируемой валюты, ее ВВП за текущий год ниже ожидавшегося, а прогнозы на будущие годы были понижены экспертами Всемирного банка и российскими экономистами», – заметил Крамер Русской службе «Голоса Америки».
  • 16x9 Image

    Игорь Тихоненко

    Телевизионный журналист-международник, ведущий ТВ программ и продюсер. Интересуется темами международной и американской политики, науки, космоса и спорта. На «Голосе Америки» – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG