Линки доступности

«Нанн-Лугар»: cбой в программе


Ричард Лугар и Сэм Нанн
Ричард Лугар и Сэм Нанн

Американские эксперты обсуждают причины и возможные последствия отказа Москвы от продолжения программы «Нанна-Лугара»

Решение России отказаться от сотрудничества с США в рамках программы «Нанна-Лугара» может негативно отразиться на международной безопасности и не способствует улучшению двусторонних отношений. По всем возможным критериям, программа, в 1991 году инициированная сенаторами Ричардом Лугаром и Сэмом Нанном, стала крайне удачным предприятием. Ее иногда называют самым успешным внешнеполитическим проектом США со времен «плана Маршалла».

Программа была запущена немедленно после коллапса Советского Союза. В США тогда опасались, что оружие массового поражения, запасы материалов для его производства, а также соответствующее ноу-хау попадут в руки «государств-изгоев» или террористов, поскольку власти новых независимых стран на тот момент не обладали соответствующими возможностями для предотвращения этого – ни финансовыми, ни и организационными.

В рамках программы США выделяли бывшим советским республикам – в том числе и России ­– средства на транспортировку, хранение, обеспечение охраны и уничтожение ядерного, химического и биологического оружия, а также средств его производства и доставки.

Цифры

Год от года размеры финансирования этих проектов менялись: так, в 1992 году – в первый год действия программы, США выделили на эти цели 12, 9 млн долларов. Годом позже – уже 246.3 млн, а еще через год – 5927 млн. В 2010 году (последние доступные данные) объемы финансирования составили 404.1 млн долларов.

Одним из результатов этого стало, например, строительство крупнейшего в мире завода по утилизации химического оружия в Курганской области, которое должно уничтожить почти 2 млн снарядов с начинкой из зарина, зомана и других боевых газов, которые в СССР производились с 1930-х годов и с тех пор хранились на складах.

По состоянию на октябрь 2012 года, программа позволила деактивировать 7 610 ядерных боеголовок – полученный из них высокообогащенный уран был переработан в топливо для АЭС (стоит отметить, что примерно 10% производимой в США электроэнергии производятся за счет использования этого топлива).

В рамках программы был начат проект трудоустройства и переподготовки бывших советских ученых, ранее занимавшихся созданием ОМП – Соединенные Штаты долгое время опасались, что эти специалисты могут оказаться в Иране, Ираке, Сирии, Ливии или Северной Корее. Для этого, в частности, в России был открыт Международный научно-технический центр (МНТЦ), который, как официально декларируется, «координирует усилия ряда правительственных и международных организаций, а также частных компаний, предоставляя бывшим “оружейным” ученым из России и других стран СНГ возможности для ведения научно-технической деятельности в гражданских областях».

Точное количество трудоустроенных таким образом ученых неизвестно: по данным различных источников, таким образом удалось занять от 2.3 тыс до 58 тыс специалистов советской «оборонки».

От колоссальных запасов ОМП полностью избавились Украина, Беларусь и Казахстан.

Сюрприз

По всем признакам, Конгресс (сенатор Ричард Лугар, проигравший на недавних выборах коллеге-республиканцу, представляющему «Движение чаепития», в ближайшее время покинет Сенат) намеревался продолжать финансирование программы «Нанна-Лугара». Американские законодатели не ставили под сомнение, что этот проект доказал свою эффективность.

Более того, несколько лет назад эта программа начала действовать за пределами бывшего СССР – в Албании, накопившей за годы коммунистического правления значительные запасы химического оружия. На волне успеха программы «Нанна-Лугара» США начали реализовывать ряд схожих проектов в других регионах планеты.

Решение МИДа России стало сюрпризом. В тот же день Сэм Нанн, который ныне возглавляет неправительственную организацию «Инициатива по уменьшению ядерной угрозы» (Nuclear Threat Initiative), опубликовал заявление в котором, в частности, говорится: «Работая совместно с Россией мы (...) существенно уменьшили угрозу и повысили безопасность для народов наших двух стран и всего мира. Я надеюсь и ожидаю, что любые изменения в программе укрепят американо-российское партнерство».

Бывший сенатор Нанн также выразил надежду, что накопленный опыт поможет другим народам «уменьшить опасность, исходящую от ядерного, биологического и химического оружия».

Корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» пока не удалось связаться с сенатором Лугаром.

Мнения экспертов

Мэтью Рожански, заместитель директора программы России и Евразии Фонда Карнеги за международный мир (Matthew Rojansky, Carnegie Endowment for International Peace) полагает, что решение Москвы не стоит считать неожиданным: «Пять лет Владимир Путин говорит, что Россия не намерена больше быть получателем любого рода западной помощи, а станет поставщиком этой помощи. По мнению Путина, Россия в первую очередь должна отказаться от помощи в сфере безопасности».

Напомним, что Россия ввела серьезные ограничения для работы некоммерческих организаций, получающих иностранные гранты, а чуть позже отказалась сотрудничать с Агентством США по международному развитию (USAID).

Рожански опасается, что этим дело может не ограничиться. «Российскому лидеру явно не нравятся аналогичные программы, которые США проводят совместно с другими постсоветскими государствами – то есть на территории, которую Путин считает «задним двором» России. По мнению эксперта, «можно предположить, что в 2015 году Россия откажется продолжать работу Международного научно-технического центра, который базируется в Москве. Отношения США и России, к сожалению, постепенно ухудшаются из-за подобных шагов».

Том Коллина, директор по исследованиям в Ассоциации по контролю над вооружениями (Tom Collina, Arms Control Association) надеется, что Москва и Вашингтон продолжат сотрудничать.

«Я надеюсь, что США и Россия смогут достичь какого-либо компромисса по этому вопросу – говорит Коллина, – Потому что программа "Нанна-Лугара" невероятно важна для обеспечения контроля за расщепляющимися материалами, чтобы они не попали в руки террористов или иных злоумышленников. Я подчеркну, что очень рассчитываю на то, что Россия и США смогут продолжить реализацию этой программы в какой-то иной форме, в противном случае это будет серьезный шаг назад в деле обеспечения безопасности расщепляющихся материалов».

Отвечая на вопрос корреспондента Русской службы «Голоса Америки» «Способна ли Москва самостоятельно решать эти задачи?», Коллина ответил: «Я думаю, что Россия может самостоятельно обеспечить безопасность этих материалов. Но будет ли она заниматься этим? Будет ли она считать решение этой задачи одним из своих приоритетов – без получения помощи и ресурсов от США? Этот вопрос пока не имеет ответа. На мой взгляд, программа "Нанна-Лугара" помогала России не забывать о важности этой проблемы».

Между тем, официальный представитель Госдепартамента США Виктория Нуланд заявила в четверг, что Соединенные Штаты высоко ценят существующее сотрудничество между США и Россией в рамках программы «Нанна-Лугара».

«Мы считаем, что США и России предстоит много совместной работы в этой сфере, включая сотрудничество с Москвой по этой программе в других странах. <...> Мы начали вести консультации о продлении договора о сотрудничестве в июле этого года; эти переговоры все еще продолжаются. [Российские власти] высказали желание пересмотреть условия предыдущего соглашения. Мы готовы работать с ними над пересмотром прежних условий, как, в равной степени, вести переговоры по этому вопросу», – подчеркнула Нуланд.
XS
SM
MD
LG