Линки доступности

Лугар призвал США и Россию избавить Сирию от химического оружия


Сенатор Ричард Лугар
Сенатор Ричард Лугар

Ветеран американского Сената считает, что Вашингтон и Москва должны объединить усилия в этом направлении

Сенатор-республиканец Ричард Лугар призвал правительства США и России оставить в стороне разногласия в отношении Сирии и сконцентрировать внимание на устранении сирийского арсенала химического оружия.

Выступая во вторник на пресс-конференции в Москве, Лугар, член сенатского комитета по иностранным делам, объяснил свой призыв неопределенностью положения в Сирии.

«Нет ясности относительно того, в чьих руках в конечном счете окажется этот арсенал химического оружия, – предостерег Лугар. – Поэтому все признают, что эти вооружения негативно влияют на потенциал для мира и стабильности на Ближнем Востоке».

Сенатор призвал Москву и Вашингтон «думать с перспективой на будущее в этом вопросе».

Он не уточнил, каким способом может быть достигнуто химическое разоружение Сирии.

В июле Дамаск признал наличие у него арсенала химических вооружений, но ничего не сообщил ни о его размерах, ни о местонахождении.

Сирийские власти заверили, что никогда не используют это оружие против собственного народа, но предупредили, что могут его применить в случае иностранной интервенции на сирийскую территорию.

Лугар прибыл в Москву с тем, чтобы добиваться продления так называемой программы Нанна-Лугара, которая была основана в 1991 году и предусматривала деактивацию более 7 650 ядерных боеголовок после окончания «холодной войны». Срок действия программы истекает в 2013 году.

По просьбе Русской службы «Голоса Америки» ситуацию прокомментировал российский политолог Александр Гольц.

«Подобное сотрудничество, – считает аналитик, – может заключаться в оказании совместного давления на режим Асада – который соглашается выдать все запасы химического оружия. После чего проводится совместная операция по выводу этого оружия с последующей его ликвидацией. Все это представляется мне довольно сложным предприятием. Известно, что в Сирии – четыре фабрики по производству химического оружия, как минимум, две из которых находятся в зоне боевых действий. Вывозить что-либо оттуда, не проводя одновременно миротворческой операции (или иной операции, гарантирующей полное спокойствие в данной зоне), представляется, повторяю, довольно сложным. Более того, по оценкам американских экспертов, уже произведенное химическое оружие находится на пятидесяти военных базах. Осуществить его вывоз в условиях военных действий – чрезвычайно трудная задача».

«По-моему, – подчеркнул Гольц, – США и Россия должны объединить усилия во имя того, чтобы положить конец боевым действиям. Но, как мы знаем, на этот счет у обеих стран – прямо противоположные точки зрения».

Иной аспект проблемы затронул профессор политологии в Университете имени Джорджа Мэйсона Марк Катц.

«Предложение сенатора Лугара, – полагает он, – дает России возможность, не теряя лица, отказаться от поддержки Асада и его режима, дни которого, несомненно, сочтены. Однако первая реакция России – негативная. Будем надеяться, что по зрелом размышлении в Москве поймут, что сотрудничество с США по проблеме сирийского химического оружия – в интересах самой России и международного сообщества».
XS
SM
MD
LG