Линки доступности

Татьяна Локшина: «дело Титиева» связано с санкциями против Кадырова


Оюб Титиев
Оюб Титиев

В Чечне продолжается обжалование в суде ареста руководителя чеченского отделения «Мемориала»

В Чечне 3 мая состоялось первое заседание Верховного суда этой республики, на котором защитники Оюба Титиева, главы отделения правозащитной организации «Мемориал» в Чечне, пытаются обжаловать его арест. Оюб Титиев находится под арестом с 9 января, после того, как чеченские полицейские обвинили его в хранении марихуаны. Сам Оюб Титиев и многие его коллеги-правозащитники утверждают, что марихуану ему подбросили именно полицейские. Последний раз арест Титиеву был продлен в марте этого года.

После ареста Оюба Титиева Госдепартамент США в январе этого года призвал российские власти незамедлительно освободить его и обеспечить защиту прав Титиева в соответствии с российской Конституцией и обязательствами России в сфере прав человека.

Чеченская полиция целенаправленно связывает с «делами по наркотикам» тех, кто неугоден авторитарному правителю Чечни Рамзану Кадырову, считают правозащитники.

Ранее по той же схеме был арестован и осужден Руслан Кутаев – президент «Ассамблеи народов Кавказа», проводивший «круглый стол» к годовщине депортации чеченцев и ингушей (2014 год, 4 года лишения свободы за «хранение наркотиков без цели сбыта»), а также корреспондент информационно-аналитического портала «Кавказский узел» Жалауди Гериев (2016 год, 3 года лишения свободы за «незаконное приобретение наркотиков в особо крупном размере»). Гериев в суде заявил о пытках со стороны полицейских, но это не было принято во внимание.

Рамзан Кадыров, которому подконтрольны многочисленные вооруженные отряды, состоящие на службе у российских правоохранительных органов, с декабря 2017 года находится под санкциями США в соответствии с «Законом Магнитского».

Реакция правозащитников на преследования Оюба Титиева

Заседание суда по рассмотрению законности продления ареста Оюбу Титиеву привлекло внимание международных правозащитных организаций.

Накануне Amnesty International сделала заявление, в котором говорится: «Продолжающееся содержание под стражей и уголовное преследование Оюба Титиева, ведущего правозащитника Чечни, является вызовом правосудию, правам человека и верховенству закона в России. Каждая минута, которую он проводит за решеткой, является оскорблением всего правозащитного сообщества в России. В течение многих лет Оюб Титиев неустанно трудился, чтобы помочь жертвам серьезных нарушений прав человека в Чечне и за ее пределами. Теперь он платит своей свободой за свою работу. Он вообще не должен быть под арестом».
В день суда другая международная правозащитная организация, Human Rights Watch, обратилась к всемирной федерации футбола FIFA с призывом не задействовать Грозный в качестве одного из городов, принимающих футбольные команды-участницы чемпионата мира по футболу в России этого года, пока Оюб Титиев находится в заключении.

«ФИФА недавно приняла политику в области прав человека», - заявила Рейчел Денбер, замдиректора Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии. – «Теперь, когда до начала чемпионата остаются считанные недели, футбольным функционерам пора вступать в игру. На карту поставлена свобода правозащитника, и ФИФА должна использовать все свои возможности влияния, на самом высоком уровне».

В интервью Русской службе «Голоса Америки» о деле Оюба Титиева рассказала директор программ Human Rights Watch по России Татьяна Локшина, присутствовавшая в Грозном на заседании суда в четверг.

Данила Гальперович: Расскажите, пожалуйста, как прошло это заседание, и почему не было вынесено решения?

Татьяна Локшина: Заседание было перенесено на 11 часов утра пятницы, чтобы у адвокатов появилась возможность в письменном виде представить поручительство известных людей за Оюба Тетиева. Сегодня мы, друзья и коллеги, надеялись Оюба повидать. У нас это не получилось, потому что впервые с начала всех судебных процедур, связанных с мерой пресечения, ее обжалованием, с начала всего того, что можно назвать словом «дело», Оюба не доставили в зал суда, а подключили по видеосвязи - при том, что расстояние от чеченского Верховного суда до Грозненского СИЗО, где он находится, совершенно ничтожно. Судья говорил, что это связано с тем, что после майских праздников доставку его в зал суда было тяжело организовать, но сам Оюб по видеосвязи сказал, что многие люди, содержащиеся в том же самом СИЗО, сегодня оттуда выводились и доставлялись на разные судебные заседания, и никаких проблем с их доставкой не было.

Д.Г.: А почему Оюба Титиева не привезли в суд, как вы думаете?

Т.Л.: Можно предположить, что это связано с тем, что властям было известно, а они не могли не знать, о том, что на суд едут коллеги Аюба, что едут журналисты, была даже одна иностранная журналистка. Видимо, таким образом его лишали возможности вживую увидеть друзей и знакомых, поговорить с журналистами. И если это так, то это, конечно, очень цинично. Есть какая-то надежда, что его приведут в суд в пятницу.

Д.Г.: Можно ли предположить, что Титиева не привезли в суд из-за жестокого обращения с ним, каких-то следов побоев?

Локшина: Нет, ничего подобного. Мы с ним разговаривали по видеокамере до начала судебного заседания и в перерыве, сотрудники суда не препятствовали общению с ним через видеосвязь, микрофоны в зале были включены. Он нас слышал, и мы его хорошо слышали. Нет, дело не в этом. Но в последнее время, и он на это жаловался во время судебного заседания, ему перестали доходить письма, кроме как от родственников. Мои письма ему тоже, в частности, не доходят. Я их отправляю через систему электронного письма ФСИН. По крайней мере, уже два раза отправленные письма, поступившие в службу цензоров, там пропадали, как бутылка в море. Оюб говорит, что это не только со мной такая история, что это в принципе сейчас для него стало проблемой: ему просто перестали выдавать письма.

Д.Г.: Какова общая атмосфера вокруг этого процесса, кроме того, что с ним происходит? Насколько люди в самой Чечне реагируют на то, что, собственно, одного из главных чеченских правозащитников таким, довольно очевидным, способом изолировали?

Т.Л.: Это очень сложный вопрос. О подобных вещах люди на улице в Чечне не говорят. Но мне кажется, что все всё прекрасно понимают. Мне кажется, что в контексте этого дела и сотрудники суда, и, собственно, судья, да и просто публика понимает, что никакими наркотиками там даже не пахло, что человека наказывают за его критическую позицию. Я уверена, что это воспринимается именно так.

Д.Г.: Можно ли говорить о том, что такие вещи контролируются лично Кадыровым? Или это может исходить от более низкого уровня исполнителей?

Т.Л.: Мне кажется, что в данном случае, когда дело идет о директоре грозненского представительства крупнейшей российской правозащитной организации, «Мемориала», такие дела на уровне низовой инициативы не решаются. Более того, прямо перед Новым годом, когда Рамзан Кадыров потерял свой аккаунт в сети Инстаграм в результате блокировки в связи с санкциями в отношении Кадырова за нарушение прав человека, то его правая рука Магомед Даудов, спикер чеченского парламента, мгновенно сделал по местному телевидению очень агрессивное заявление. Он тогда сказал, что за этим стоят «так называемые правозащитники», правозащитников он называл врагами, обвинил их в том, что они получают «за свою подрывную антироссийскую деятельность «престижные премии» и «тридцать серебреников» в самом Вашингтоне и в других западных странах». И это было прямо перед Новым годом. А сразу после новогодних праздников, в первый же рабочий день арестовывают Титиева, находят у него якобы наркотики, против него фабрикуется уголовное дело. А дальше, буквально через неделю после ареста Титиева, сам Кадыров, также выступая по чеченскому телевидению, произносит яростный монолог, называя правозащитников врагами, и объясняя, что он покажет, как сломает им хребет. По-моему, вся эта цепочка событий и высказываний вряд ли может рассматриваться как совпадение. Здесь все достаточно прозрачно.

Д.Г.: Что будет на процессе в дальнейшем?

Т.Л.: В пятницу будет продолжение судебного заседания. В частности, адвокат Илья Новиков должен прилететь ночью с письменными поручительствами от разных известных лиц. К сожалению, с учетом майских праздников – так было назначено заседание – собрать самих поручителей и привезти их физически просто не является возможным.

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG