Эксперт Центра военно-морского анализа Джеффри Эдмондс (Jeffrey Edmonds, CNA), в прошлом занимавший должность директора по России в Совете национальной безопасности США, отмечает, что удар США по Ирану стал не только ответом на недавний удар со стороны Ирана по военной базе в Ираке, в результате которой погиб американский контрактник, но и с целью предотвращения будущих атак на США.
«Администрация США заявила, что Сулеймани планировал дальнейшие атаки, – говорит экспрет. – Если это правда, то это придает уверенности в правильности принятия решения по нанесению этого удара».
Тем не менее, эксперт выражает опасение по поводу возможных последствий. «Это потенциально дестабилизирующий шаг, который может вызвать непреднамеренный уровень эскалации, к которому мы можем быть не готовы, – говорит Джеффри Эдмондс. – Это действительно серьезный вопрос, как мы планируем реагировать на последствия. И задумывались ли военачальники, Госдепартамент, в частности, как защитить граждан США, инфраструктуру, посольства?»
«Я думаю, что это большая причина для беспокойства. Эта администрация не всегда показывала, что она делает разумные шаги, думая о своей будущей внешней политике», – выражает обеспокоенность эксперт Центра военно-морского анализа.
Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман обсудил пути снижения напряженности на Ближнем Востоке в ходе телефонного разговора с госсекретарем Майком Помпео, сообщило саудовское информагентство. Речь во время беседы шла о событиях в Ираке. Днем в пятницу МИД Саудовской Аравии призвал все стороны проявить выдержку, чтобы не допустить эскалации конфликта, сообщает Reuters.
«Это очень серьезные действия со стороны Соединенных Штатов, которые вызовут сильный ответ со стороны Ирана. Главный вопрос сейчас заключается в том, приведет ли это к очередному циклу насильственной эскалации или мы встанем на путь деэскалации, которого Соединенные Штаты хотят добиться», – отмечает эксперт аналитической компании Stratfor Эмили Готорн (Emily Hawthorne).
Экспрет также отмечает, что генерал Касем Сулеймани представлял интерес для спецслужб США на протяжении многих лет: «Он был архитектором зарубежных военных операций Ирана. Таким образом, он, конечно, был тем, кого США потенциально могли хотеть оттеснить или ликвидировать в течение какого-то времени. Но при этом, всегда имело место обеспокоенность по поводу возможных последствий».
Эмили Готорн считает, что при принятии подобных решений Вашингтон «продумывает все возможные последствия и все потенциальные риски», в том числе для граждан, активов и компаний США и для региональных союзников: «Они абсолютно думают об этом, и они знают о рисках имеющихся в данный момент».
«Тем не менее я не думаю, что кто-либо в правительстве США точно знает, как Иран ответит, – отмечает экспрет. – Неясно, что будет происходить в течение месяцев с сегодняшнего дня. Все зависит от того, что Иран решит сделать завтра, на следующей неделе, в ближайшие месяцы. И никто в Вашингтоне не знает, что произойдет».