Линки доступности

Белорусское направление во внешней политике Литвы


Победившие на парламентских выборах литовские консерваторы обещают уделять больше внимания белорусской оппозиции

По результатам второго тура парламентских выборов в Литве наибольшее количество кресел в новом составе Сейма получит партия «Союз Отечества – Христианские демократы Литвы». Они сумели провести в национальный парламент 50 своих представителей.

Ожидается, что литовские консерваторы составят коалицию с Движением либералов и Партией свободы, получившими соответственно 13 и 11 мест в Сейме.

Союз крестьян и «зеленых», являвшийся до этих выборов правящей партией, а также их бывшие партнеры по коалиции социал-демократы переходят в оппозицию.

Пока неизвестно, кто станет очередным министром иностранных дел Литовской Республики. Линас Линкявичюс, занимавший этот пост с декабря 2012 года, не смог избраться в новый состав Сейма.

Тем временем лидер консерваторов Габриэлюс Ландсбергис сказал, что внешняя политика страны, в основном «и далее будет основываться на тех же или на сходных принципах, на которых она основывалась до сих пор». И пояснил: «это означает стратегическое партнерство между соседями, как с Балтийскими государствами, так и с Польшей, несомненно, трансатлантическое звено, которое вообще является гарантом нашей безопасности».

При этом, по словам Габриэлюса Ландсбергиса, некоторой корректировке может подвергнуться белорусское направление внешней политики Литвы: «Я думаю, что должно продолжаться и усиливаться внимание к белорусской оппозиции. Я думаю, что здесь мы можем укрепить это внимание, предоставляя реальную и финансовую, и политическую помощь тем людям, которые сейчас находятся в Литве, борются за демократическое будущее Беларуси», - сказал он на пресс-конференции по итогам второго тура парламентских выборов в Литве.

«Мы пытаемся, чтобы санкции против белорусских политиков носили бы общеевропейский характер»

Избравшийся в Сейм на новый срок от партии «Союз Отечества – Христианские демократы Литвы» Арвидас Анушаускас (Arvydas Anušauskas) считает, что официальный Вильнюс в определенной степени уже осуществляет эти положения. «Когда мы узнали о фальсификации результатов выборов в Беларуси, Сейм Литвы принял соответствующую резолюцию о ситуации в этой стране. Мы поддерживали контакты с представителями гражданского общества в Беларуси как до выборов, так и после них. И дальше будем их поддерживать. И те люди, которые просят политического убежища в Литве, тоже находят нашу поддержку», - сказал литовский политик к беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

По словам Анушаускаса, эта поддержка имеет особое значение, поскольку Литва представлена во всех структурах евро-атлантического сообщества.

Что же касается политики будущего состава МИД, то Арвидас Анушаускас напомнил, что Лукашенко вынудил Литву сократить свое дипломатическое представительство в Минске. «Но я думаю, что преемственность (с политикой предыдущего министра иностранных дел - А.П.) будет, а также будет звучать наш более решительный голос в европейских институциях. Потому что мы пытаемся, чтобы введенные нами санкции против нескольких десятков белорусских политиков, виновных в преследовании мирных демонстрантов, были не только нашей инициативой, но носили бы общеевропейский характер», - подчеркнул он.

«Когда речь идет о многосторонних переговорах, Литву туда не приглашают»

Руководитель центра социально-политической критике в каунасском университете имени Витаутаса Великого, профессор Гинтаутас Мажейкис (Gintautas Mažeikis) поделился своим наблюдением о ходе предвыборной кампании в Литве. По мнению собеседника Русской службы «Голоса Америки», события с Беларуси и отношения к протестным акциям в этой стране, «были, где-то, на десятом месте» в выступлениях политиков всех партий, за исключением «Союза Отечества», которые особо выделяли белорусскую повестку.

Профессор Мажейкис объясняет это тем, что нынешние литовские консерваторы ведут свою «политическую родословную» от движения «Саюдис», которому было свойственно не только стремление к восстановлению государственной независимости своей страны, но и действенная поддержка других национально-освободительных движений на территории тогдашнего Советского Союза.

Оценивая действия заканчивающего свою каденцию предыдущего правительства Литвы, он отмечает: «Господин Линкявичюс последовательно, а временами даже показательно поддерживал оппозицию. И то, что Светлана Тихановская появилась в Литве, это на 80% заслуга Александра Лукашенко, но на 20% - наша заслуга, потому что Литва ее приняла. И получается, что действующие белорусские страны могут выкинуть с территории страны кого угодно, но кто как примет этих людей – другой вопрос. Естественно, что были предварительные договоренности, и был обсужден порядок пересечения границы. Но можно сказать, что не было систематической поддержки (белорусских оппозиционеров) на уровне правительства.

Остальная часть нашего правительства молчала, а президент Литвы не показывал исключительной активности в этом плане. Поэтому многие комментаторы, включая меня, критиковали нашего президента за пассивность в данном вопросе», - подчеркивает литовский эксперт.

И поясняет, что, за исключением Линаса Линкявичюса, литовские политики первого плана на словах выражали поддержку белорусским гражданским активистам и оппозиционерам, но каких-либо действенных шагов не предпринимали. Кроме того, по мнению Мажейкиса, белорусская повестка связана для литовских политиков не только с поддержкой оппозиции, но и с критикой готовящейся к пуску Островецкой АЭС. «И, видимо, когда речь идет об активизации нашей внешней политики в отношении Беларуси, они (консерваторы – А.П.) в первую очередь имеют в виду именно эту атомную электростанцию.

Но есть еще одна тема, из-за которой Литву подвергали критике, в том числе, и на европейском уровне – это слишком большая публичность нашей международной политики и малые успехи в закулисных переговорах. То есть, мы заявляли свою позицию в отношении белорусской оппозиции, а еще раньше Украины во времена Майдана, и это была “героическая дипломатия”. Но когда речь идет о многосторонних переговорах, то обыкновенно Литву туда никто не приглашает», - отметил профессор университета имени Витаутаса Великого. И выразил надежду, что с приходом нового правительства эта ситуация будет меняться, с учетом, что поддержка Вильнюсом проевропейских сил в Украине и Беларуси останется на прежнем уровне.

Вильнюс, как главный «хаб» в отношениях между странами «Восточного партнерства» и Евросоюзом

Об Островецкой АЭС в своем комментарии по поводу итогов парламентских выборов в Литве упомянул и доцент кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Ланко.

Он напомнил, что изначально решительным отказом покупать электричество этой атомной станции отметилась только Литва, но после оглашения официальных результатов президентских выборов в Беларуси к этой позиции присоединились два других государства Балтии, «что, в общем, нарушает экономические планы ее дальнейшей эксплуатации. Не то, чтобы она совсем не будет работать, но это неприятный удар для станции, за который ей предстоит расплачиваться», - признал Ланко в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Оценивая политику литовского МИД в предыдущие годы, он отметил, что Вильнюс «жестко подходит к любым российским инициативам, и в первую очередь – на европейском направлении. И вряд ли российская позиция встретит понимание Вильнюса теперь, когда представитель консерваторов станет новым премьер-министром Литвы», - считает петербургский эксперт-международник.

Дмитрий Ланко также допускает, что при новом кабинете министров Литва захочет вернуть себе лидерство в продвижении проекта Европейского Союза «Восточное партнерство», который предполагает развитие интеграционных связей ЕС с шестью государствами постсоветского пространства: Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной.

«Осенью 2013 года, как мы помним, Литва неудачно сыграла на этом поле. Она приложила колоссальные усилия по организации саммита “Восточного партнерства” в Вильнюсе, и, образно выражаясь, “бриллиантом в этой короне” должно было стать подписание (Виктором) Януковичем договора об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Но договор не был подписан, потом случился Евромайдан и другие события. Но в результате это выглядело, что подготовленный Вильнюсом саммит закончился ничем», - напомнил ход событий Дмитрий Ланко.

Теперь же, по его мнению, Литва получает второй шанс активизировать «Восточное партнерство». «И если случится так, что Лукашенко, действительно, уйдет, и в Минске на его место сядет Светлана Тихановская, или кто-то другой – но она наиболее популярный на данный момент претендент – то Вильнюс сможет восстановить свои позиции в глазах ведущих стран Европейского Союза, в первую очередь Германии и Франции, и, фактически, стать главным хабом, через который, к удовольствию литовских дипломатов, будут осуществляться отношения между Киевом и Брюсселем, Минском и Брюсселем, Тбилиси и Брюсселем и так далее. То есть, ставки довольно высоки, другое дело – неизвестно, что из этого получится», - с осторожностью подытоживает Дмитрий Ланко.

В свою очередь, Арвидас Анушаускас полагает, что будущие отношения с Евросоюзом в первую очередь определят участники протестного движения в Беларуси. «Сейчас эти люди на улицах белорусских городов. Представители режима Лукашенко объявили, что идет война, и я так понимаю, что они имеют в виду войну со своим народом.

Литва поддерживает гражданское общества Беларуси, но все равно, развитие ситуации в стране зависит от ее граждан, и от того, насколько успешным будет их противостояние режиму Лукашенко. Литва не вмешивается во внутренние дела Беларуси, но мы громко заявили о своей поддержке демократических процессов и гражданского общества Республики Беларусь», - отметил депутат Сейма от партии «Союз Отечества – Христианские демократы Литвы».

«Сейчас идет дискуссия о так называемом “Плане Маршала” для помощи демократическим силам Беларуси»

Еще одним литовским экспертом, давшим комментарий для Русской службы «Голоса Америки» стал Рамунас Станионис - политический советник в команде депутата Европейского парламента Андрюса Кубилюса.

По оценке Станиониса, в стенах Европарламента довольно громко звучат голоса в поддержку белорусской оппозиции. «Мы приняли несколько резолюций по ситуации в Беларуси и отчет, в котором четко говорится о непризнании президентских выборов в этой стране. Было также высказано несколько инициатив по дальнейшим шагам Европарламента в отношении Беларуси и теперь нужна координация для согласования этих шагов. Различные группы, представляющие политические партии, работают в этом направлении, и я думаю, что скоро у нас будет специальная комиссия, которая рассмотрит практические шаги для поддержки новой демократичной Беларуси», - отметил он.

Комментируя стремление ряда европейских лидеров привлечь Кремль к решению белорусского кризиса, собеседник «Голоса Америки» предполагает, что, к примеру, президент Франции Эммануэль Макрон не считает Лукашенко самостоятельным политиком. Поэтому он ищет тех, кто может оказать давление на Лукашенко, чтобы разрешить ситуацию. «Возможно, что именно эта философия объясняет действия европейских лидеров. А с позиции Евросоюза мы рассматриваем возможности оказания помощи демократическим силам Беларуси. И сейчас у нас идет дискуссия о так называемом “Плане Маршала” для этих сил с привлечением инвестиций во все сферы экономики Беларуси и для нормализации ситуации в социальной сфере», - рассказал эксперт.

Возвращаясь к вопросу об «особой роли» Литвы в программе «Восточное партнерство», Рамунас Станионис согласился: «Мы понимаем стремление стран, которые хотят стать членами европейского сообщества – свободными, демократическими, с растущей экономикой. Мы помним те времена, когда сами боролись за независимость, какие у нас были проблемы в экономике и в социальной сфере и как мы их преодолели, когда встали на европейский путь развития. Именно эти воспоминания мотивируют нас помогать другим странам, которые выбрали тот же путь.

Европейский Союз имеет ряд способов, чтобы помочь этим странам, и один из них – заключение договора об ассоциации. Сейчас такие договора заключены с Украиной, Молдовой и Грузией, и мы внимательно следим за продвижением реформ в этих странах. Если политические и экономические изменения в Беларуси пойдут в этом же направлении, мы будем рады помочь и этой стране. Конечно, это должно быть решение самих белорусов, но Евросоюз всегда будет с теми, кто хочет демократии и экономического роста», - заверил политический советник в Европарламенте Рамунас Станионис.

XS
SM
MD
LG