Линки доступности

Родственник Каддафи выступает за возвращение «старой гвардии» к власти в Ливии


Готова ли Ливия к идеям Ахмеда Мохаммеда Каддафи Аль-Дама?

Двоюродный брат покойного ливийского диктара Муаммара Каддафи – Ахмед Мохаммед Каддаф Аль-Дам – в последнее время оказался в центре внимания экспертного сообщества и политологов. Находясь в изгнании в Каире, член семьи Каддафи призывает включить оставшихся участников свергнутого правительства в переговорный процесс по политическому урегулированию в Ливии, в поддержку которого выступает Организация Объединенных Наций.

По мнению Аль-Дама, без этих политиков новое правительство не сможет успешно управлять Ливией, и беспорядки, охватившие страну, будут продолжаться.

Родственник Каддафи регулярно появляется в программах египетского телевещания, продвигая свое видение урегулирования конфликта в Ливии, методов борьбы с так называемым «Исламским государством» и мирного урегулирования противостояния между двумя враждующими парламентами Ливии – Генеральном национальном конгрессом в Триполи и Палатой Представителей в Тобруке. Наблюдатели отмечают, что идеи Ахмеда Мохаммеда Каддафи Аль-Дама находят отклик среди влиятельных кланов на востоке и юге Ливии.

«Он – фигура умеренная и влиятельная среди некоторых кланов, рассматривающих его как потенциального главу государства», – отмечает научный сотрудник Ближневосточного Центра им. Рафика Харири в «Атлантическом Совете» Хафед Аль-Кхвелл.

Внешне необычайно похожий на молодого Каддафи, Махаммед Аль-Дам проводит регулярные встречи с лидерами кланов, проживающих на линии ливийско-египетской границы.

Реакция исламистов на Каддафа Аль-Дама

Усилия Аль-Дама вызывают насмешки и угрозы со стороны политиков в ливийской столице – большая часть из них принадлежат исламистским политическим формированиям. Некоторые из них были изгнаны из страны в период диктатуры Каддафи, и сегодня они заявляют, что никогда не пойдут на сотрудничество с кем-либо из свергнутого правительства.

Это не помешало Аль-Даму продолжать продвигать идею примирения между ливийскими революционерами и «старой гвардией».
В интервью корреспонденту «Голоса Америки» по телефону он подчеркнул, что сам не имеет политических амбиций. В правительстве Каддафи Аль-Дам помогал с решением международных вопросов Ливии. «Все, что мы сейчас стараемся сказать, это «давайте спасем нашу страну», – поясняет он. – Мы не пытаемся «вести» страну, мы пытаемся сохранить мир в ней, поскольку завтра Ливии может и не быть».

С момента ликвидации Каддафи в 2011-м году при поддержке сил НАТО большая часть внимания СМИ уделялась вопросу о том, кто именно из детей диктатора получит семейные состояния. Три сына Каддафи были убиты во время восстания, еще три – находятся в тюрьмах – двое в Ливии и один в Ливане. Единственная дочь Каддафи – Аиша и еще один сын – Мухаммад – живут в Омане.

Мохаммед Аль-Дам все чаще воспринимается как лидер клана: сегодня он – официальный представитель племени Каддафи – одной из ветвей крупной общины берберов «Хоурара», члены которой живут в разных частях Северной Африки. Он также имеет кровные связи с лидерами племени Авлад Али, сохраняющими доминирующее положение в некоторых частях ливийской Сахары, западного Египта и восточной Ливии. Аль-Дам имеет тесные связи и с президентом Египта Абделем Фаттахом Аль-Сиссии – они учились в одной военной академии Египта, – а также с королевской семьей Саудовской Аравии.

Он входил в тесный «внутренний круг» правления Муаммара Каддафи, будучи одним из пяти лоялистов, занимавшихся преследованием находившихся в изгнании диссидентов. Эта группа также боролась с такими оппозиционными силами, как Национальный фронт за спасение Ливии, который по мнению Каддафи поддерживался ЦРУ и британскими службами безопасности.

Разрыв с Муаммаром Каддафи

Ахмед Мохаммед Каддаф Аль-Дам бежал в Каир после того, как порвал с режимом двоюродного брата, будучи несогласным с тем, насколько жестоко Каддафи подавил восстание 2011-го года. «Я не был против него лично, но я был несогласен с тем, как поступили с протестующими в первые же дни, – рассказал он «Голосу Америки». – Я хотел, чтобы эту ситуацию решали по-другому, поскольку с новым поколением необходимо разговаривать по-иному».

По словам Аль-Дама, протестное движение в Ливии поначалу не имело мощности революции, однако с вмешательством НАТО, которое, по его мнению, было ошибочным, трансформировалось в нее.

Критики бывшего управленца Каддафи отмечают, что он порвал с режимом, поскольку понял, что его дни сочтены, и постарался избежать последствия своего участия в делах Каддафи.

После ликвидации диктатуры Ливия находится в состоянии раскола. В декабре прошлого года дипломаты ООН и западные лидеры объявили о создании Правительсвта национального согласия, однако Палата Представителей до сих пор отказывается признавать его.

Ахмед Мохаммед Каддаф Аль-Дам заявил «Голосу Америки», что он поддерживают идею Правительства национального согласия, однако эта поддержка зависит от того, согласится ли оно освободить заключенных:

«В Ливии более 30 тысяч человек томятся в тюрьмах на протяжении пяти лет без каких-либо судебных слушаний. У нас два миллиона беженцев – как внутри страны, так и за ее пределами. Надо забыть прошлое, объединиться и решить эту массу проблем, остановить кровопролитие, которое мы видим каждый день».

Приоритетом является предотвращение распространения влияния «Исламского государства» в Ливии, считает он:

«Их уже тысячи в стране, и если «ИГ» устоит, то Ливия превратится в Сомали, и мира в Средиземноморье или Северной Африке не будет. Этот конфликт растянется на 20 или более лет. Так что давайте проснемся и забудем о прошлом, давайте построим новую страну».

Несмотря на то, что Ахмед Мохаммед Каддаф Аль-Дам поддерживает идею Правительства национального согласия, он едва ли верит в его успех. По словам бывшего участника режима Каддафи, новые члены правительства «не имеют опыта, и я не думаю, что они смогут что-то сделать для страны». По мнению Аль-Дама, члены бывшего правительства должны войти в состав новой администрации. «Почему нет? – спрашивает он. – Это и их страна».

Однако те, кто свергал Муаммара Каддафи едва ли разделяют эти чувства.

XS
SM
MD
LG