Линки доступности

Почему взорвалась Ливия, и кто на очереди?


Почему взорвалась Ливия, и кто на очереди?
Почему взорвалась Ливия, и кто на очереди?

Российские востоковеды и политологи о причинах кризиса в регионе и прогнозах на будущее

Ситуация на Ближнем Востоке и Севере Африки развивается настолько динамично, что едва ли не каждый день мировое информационное пространство взрывает сообщениями оттуда. Внимание российских востоковедов и политологов сегодня приковано в первую очередь к Ливии. Эксперты не устают искать ответы на вопросы, в чем причина череды революций в странах Магриба и Машрика, кому это выгодно, где отзовется эхо массовых беспорядков, а также какова здесь роль Интернета и СМИ, и к чему может привести военное вмешательство извне в дела региона.

Кто запустил двигатель революций?

В различных СМИ продолжают муссировать тему Интернета как главного проводника «цветных» революций в арабо-африканских государствах. Глава МИДа РФ Сергей Лавров дал понять, что он не склонен преувеличивать здесь роль социальных сетей. «Я не верю в теорию заговоров, согласно которой все сделал Twitter или Facebook», – заявил он во вторник в эфире радиостанции «Эхо Москвы». Министр признал, что Интернет в известной мере помог организации демонстраций, однако высказал мнение, что в целом протесты, в том числе в Ливии, были достаточно спонтанными. «Протест копился не один год и вырвался наружу, как прорывается гнойник», – сказал глава дипломатического ведомства.

Другая наиболее обсуждаемая в российских СМИ версия событий на Ближнем Востоке – все они инспирированы Западом. Директор Института востоковедения РАН РФ профессор Виталий Наумкин в этой связи заметил 2 марта на круглом столе в РИА «Новости», что подобные предположения оскорбительны для арабской молодежи – основного двигателя бунтарского движения в регионе. Профессор встречался с представителями ближневосточной политической элиты, которые настаивают, что «за веревочку из Вашингтона их никто не дергает». «Это народное движение, народная молодежная революция, а не американский заговор», – резюмировал востоковед.

Директор института подчеркнул, что Ливию после событий в Тунисе и Египте никто особенно не выделял как наиболее опасное звено среди арабских государств. «Мы не исключали подобного рода сценария, но и не ожидали, что он будет развиваться столь стремительно и резко», – сказал он.

С его точки зрения, в каждой стране есть свой набор причин для революционного взрыва. «Для Ливии – это разница между основными регионами, прежде всего Западом и Востоком, традиционное соперничество племен и кланов и так далее», – констатировал Виталий Наумкин, считающий, что в Ливии действует комплекс внешних и внутренних причин.

В России далеко не все согласны с тем, что вопрос о «цветных» революциях на Ближнем Востоке носит преимущественно внутренний социально-политический характер. Политолог, востоковед, руководитель общества дружбы России с арабскими странами Вячеслав Матузов категорически не согласен с такими оппонентами. «Здесь наши позиции диаметрально расходятся», – уточнил он, одновременно признав, что арабский мир созрел для перемен.

Возникновение массовых волнений в таких странах, как Иордания, он соотносит с тупиком в переговорах между Палестинской автономией и Израилем. «Вопрос стоит более глобально, чем просто события в Ливии и судьба Каддафи, – уверяет Вячеслав Матузов. – Дело в принципе». По его убеждению, если сегодня какое-либо одно государство принимает решение, что ему не нравится тот или иной руководитель в стране, и начинает свергать его «с трона» с помощью политтехнологий, это «ни в какие ворота не лезет».

Директор Института политических исследований, депутат Государственной Думы Сергей Марков не согласен, что США сегодня все решают единолично, «как Березовский в постсоветской России». «Практика показывает, что это не так», – заключает он.

Ему трудно представить, чтобы США помогали свергать Мубарака и президента Туниса «в революционном формате с возможностью прихода к власти исламистов». При этом, по его мнению, американцы не справляются с той ролью, которую взяли на себя. «Они уходят – вот один из главных выводов, который напрашивается. Они не так сильны, как были раньше», – добавил Сергей Марков.

Утки и самолеты

На взгляд руководителя Центра ближневосточных исследований Дипломатической академии МИДа РФ, бывшего посла СССР в Ливии Олега Пересыпкина, журналисты несколько преувеличивают ситуацию в Ливии, что усугубляет положение дел. «Было сообщение, что два ливийских самолета улетели на Мальту. А где интервью с летчиками? Его нет. Чернокожие «диверсанты-наемники» при разборке оказались гастарбайтерами», – привел он пример.

Олег Пересыпкин призвал представителей российских СМИ тщательно проверять всю информацию, «которую вбрасывают с Запада». «Надо быть осторожнее в оценках, не сгущать краски, а пытаться быть толерантными», – пояснил он.

В среду стало известно, что два корабля ВМС США Kearsarge и Ponce вошли в Суэцкий канал, чтобы проследовать к берегам Ливии. Помимо этого, глава американского военного ведомства Роберт Гейтс сообщил о том, что Вашингтон направил к берегам этого африканского государства еще два корабля «для проведения возможной эвакуации и оказания помощи».

«Я направил несколько военно-морских судов в район Средиземноморья, чтобы иметь все возможности для действий в случае чрезвычайных обстоятельств», – заявил глава Пентагона. По его словам, США намерены использовать в Ливии 1400 военнослужащих морской пехоты из Афганистана, и 400 из них уже размещены на одном из кораблей, находящихся в регионе. В свою очередь, СМИ утверждают, что на востоке страны уже действуют несколько американских, британских и французских спецподразделений.

Аналогии по Фрейду?

Коснувшись возможного внешнего вмешательства в дела Ливии, директор Института востоковедения РАН РФ Виталий Наумкин сказал, что он усматривает здесь аналогию с Югославией, где была проведена интервенция с целью прекратить этнические чистки. «Здесь причина другая – намерение предотвратить репрессии Каддафи против своего народа, оппозиции. Если такое вмешательство произойдет, то встает вопрос, каким образом оно будет осуществляться? Будут ли наши англо-саксонские партнеры стремиться получить санкцию Совбеза или начнут односторонние мероприятия действия?» – рассуждает он.

По его оценке, Россия негативно смотрит на перспективу таких действий. «Мы считаем, что войска посылать туда не стоит. Надо дать возможность сторонам самим разобраться. Но определенная логика в том, чтобы помешать Каддафи использовать чрезмерно жесткие средства борьбы с оппозицией, есть. Каддафи ведет себя неадекватно», – резюмировал профессор.

Депутат Госдумы Сергей Марков сказал, что партия «Единая Россия» осуждает использование Каддафи военной силы против мирных демонстрантов. Вместе с тем он отверг возможность участия России в каких-либо военных операциях в регионе. «А любые попытки предпринять военное вмешательство без согласия России будет воспринято нами как нарушение договоренностей с западными партнерами по НАТО», – предостерег он.

О происходящем в Ливии читайте в спецрепортаже «Ближний Восток: стремление к демократии»

XS
SM
MD
LG