Линки доступности

Ирина Антонова удостоена премии за развитие американо-российских связей


Директор московского Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова удостоена американской премии «Либерти» за 2009 год за выдающийся вклад в развитие культурных связей между США и Россией. В решении жюри, в которое входят известные американские деятели культуры российского происхождения, говорится, что Антонова «вывела Пушкинский музей на международную арену, закрепив за ним почетное место на культурной карте мира, установив прочные связи с ведущими музеями США».

Премия «Либерти» была учреждена в 1998 году Американским университетом в Москве и вашингтонским издательством «Континент». Обе эти организации возглавляет Эдуард Лозанский, академик Российской академии социальных наук и президент Всемирного российского форума. В интервью Русской службе «Голоса Америки» он рассказал, что идея премии принадлежала художнику Грише Брускину, музыковеду Соломону Волкову и писателю Александру Генису, которые и вошли в жюри. «Мы намеренно пытаемся избегать политики, – сказал Лозанский, – и концентрируемся на культурном сотрудничестве между Россией и Америкой».

В прошлом лауреатами премии «Либерти» стали директор Библиотеки Конгресса США Джеймс Биллингтон, директор музея Гуггенхайма Томас Кренц, писатель Василий Аксенов, кинорежиссер Алексей Герман, музыкант Владимир Спиваков, редактор журнала «Нью-Йоркер» Дэвид Ремник, танцовщик Михаил Барышников.

Принимая награду на торжественной церемонии в Генеральном консульстве России в Нью-Йорке, Ирина Антонова отметила, что культура сближает наши народы, вызывая интерес друг к другу, а в трудные периоды американо-российских отношений именно «культура становится зачастую той последней нитью, которая не позволяет оборвать» эти отношения.

Она вспомнила лишь некоторые из тех американо-российских проектов, в которых ей довелось участвовать за последние полвека – Ирина Александровна руководит Пушкинским музеем с 1961 года, а работает в музее уже почти 65 лет. Начиная еще со времен холодной войны, Антонова стремилась развивать культурное сотрудничество между двумя «музейными державами». Именно Пушкинский музей одним из первых начал знакомить россиян с американским искусством. В конце 1950-х – начале 1960-х годов там прошли выставки, которые были сделаны на основе собрания самого Пушкинского музея, например, коллекции произведений Рокуэлла Кента. В 1970-е годы музеем были осуществлены такие проекты, как «Западноевропейская и американская живопись и рисунок из коллекции Арманда Хаммера», «Золото доколумбовой Америки», «Американская живопись XIX — XX веков из музеев США».

«Тогда принимать эти выставки было не так просто, – поделилась воспоминаниями Антонова. – Я помню, например, как приходилось просить разрешение на то, чтобы показать из запасников картину Кандинского».

Член жюри премии «Либерти» Соломон Волков в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» вспомнил другую историю, о которой знает со слов Ирины Александровны. «Когда она хотела устроить выставку Сезанна, ей пришлось пробивать этот проект через какого-то советского культурного деятеля, – рассказал Волков. – Она сказала ему: «Как вам не стыдно? Вы мешаете нам сделать эту выставку, хотя я знаю, что вы любите Сезанна». На что этот деятель ей ответил: «Ну, то, что для меня хорошо, то для народа – смерть». То есть ей пришлось сталкиваться с таким лицемерием. Сейчас это невозможно себе представить».

Уже в постсоветский период в Пушкинском музее прошли ретроспектива Энди Уорхолла, выставка «Художники американского Запада», совсем недавно – организованная бывшим директором музея Гуггенхайма Томасом Кренцом масштабная экспозиция «Новый Свет. Три столетия Американского искусства». Эта выставка позволила российскому зрителю почувствовать дух американской культуры, открытой для творческих поисков и экспериментов, и Ирина Александровна ею особенно гордится. В частности, говорит она, «нам удалось показать Джексона Поллака – это очень интересный, мощный вариант абстрактного искусства, который у нас не знают». «Я очень люблю художника Бена Шана, – продолжила Антонова, – и его тоже привезли».

Кроме того, Пушкинский музей представлял работы американских художников российского происхождения, включая Эрнста Неизвестного и Гриши Брускина, и провел две выставки совместно с Михаилом Барышниковым: акварели Максимилиана Волошина, которые прославленный танцовщик передал в дар музею, и сделанные им самим фотографии.

Пушкинский музей также регулярно представляет сокровища из своих собраний в США, и наладил тесное сотрудничество со многими американскими музеями, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке, где сотрудники Пушкинского музея часто проходят стажировку. Антонова считает важным показывать коллекции из России в Америке. «Пусть даже не обязательно русских художников, а например, наши коллекции импрессионистов, – сказала она. – Им (американцам) интересно о нас знать. За этими выставками стоит наша страна, стоят люди, стоит наша культура».

По словам Соломона Волкова, решение о награждении Ирины Антоновой было принято членами жюри единогласно. «Это абсолютно уникальный человек и великий музейный деятель нашего времени, – сказал он. – Она не просто сохранила этот институт, но и невероятно расширила. Сегодня Музей имени Пушкина в Москве – это комплекс из 11 зданий. И все это – персональная заслуга Антоновой. Для меня, как для музыканта, еще очень важно, что именно она вместе со Святославом Рихтером почти 30 лет назад основала в Москве фестиваль – легендарные декабрьские вечера – который, на мой взгляд и вкус, является лучшим фестивалем камерной классической музыки в России».

Другой член жюри премии «Либерти», Александр Генис, согласился с тем, что кандидатура Антоновой не вызвала споров. Он отметил, что Пушкинский музей пользуется особой популярностью у американцев, посещающих Москву. «Американцы себя лучше чувствуют в Музее Пушкина, чем, скажем, в Кремле, – отметил Генис. – Почему? Потому что там, помимо русского искусства, они видят знакомое им искусство – импрессионистов, Матисса, то есть художников, которых западный человек привык встречать в любом музее мира. Музей Пушкина – это такой тамбур, в котором встречаются две культуры».

В свои 87 лет Ирина Антонова полна творческих планов. В Нью-Йорк она прилетела из Чикаго, где участвовала во встрече руководителей ведущих музеев мира. Беседуя с журналистами, она рассказала, что к столетней годовщине создания Музея имени Пушкина в 2012 году планируется экспозиция шедевров изобразительного искусства из многих мировых коллекций, в том числе из нью-йоркских «Метрополитен» и Музея современного искусства.

«Мы будем делать большую выставку наших партнеров по музейной жизни, – сказала Ирина Александровна. – Мы будем просить очень хорошие вещи в американских музеях. И я уже получаю согласие на многие мои просьбы. Это будет (выставка) не только из американских музеев, а со всего мира. Но очень большая часть того, что мы хотели бы иметь, находится в американских музеях. И это, в том числе, американские мастера».

«Вы даже не представляете, какая я жадная в этом плане, – продолжила она. – Я ходила вчера по музею «Метрополитен». Сегодня я была в Музее современного искусства. Вы знаете, у нас неплохие коллекции в России, но здесь есть совершенно фантастические вещи! Например, в нашем музее нет голландского живописца Франса Хальса. Я бы очень хотела иметь его работы».

По словам Антоновой, в России «отсутствуют целые периоды, особенно после 1920-х годов». Эти шедевры современного искусства она тоже хотела бы выставить к 100-летнему юбилею Музея имени Пушкина. «Я себе записала все это в книжечку, – сказала Ирина Александровна. – Там масса вещей, которые хотелось бы иметь». По ее словам, она сейчас ведет переговоры с руководством американских музеев о возможности показа этих работ в России.

Кроме того, сообщила Антонова, в ближайшее время в России будет представлен проект реконструкции Музея имени Пушкина, разработанный британским архитектором Норманом Фостером. «Я неделю назад была в Лондоне у нашего архитектора Нормана Фостера, который победил в конкурсе, – рассказала она. – Он уже приготовил большой макет. Мы сделали свои замечания, и в конце ноября он привезет это все в Москву, и мы уже покажем проект на высоком уровне».

На встречу с Ириной Антоновой в Нью-Йорке пришло много ее друзей, включая бывшего директора Музея «Метрополитен» Филиппа де Монтебелло. Многих из них с Ириной Александровной связывают самые теплые воспоминания. «Я когда узнала, что приехала Антонова, я просто побежала сюда, – рассказала «Голосу Америки» совладелица нью-йоркской галереи «Интерарт» Светлана Вайс. – Я в 1968 году стала посещать Клуб юных искусствоведов при музее имени Пушкина, где Ирина Александровна организовала конкурс искусствоведов и учредила премию. Я эту премию выиграла и получила альбом Матисса, который до сих пор храню. И сегодня Ирина Александровна меня вспомнила!»

XS
SM
MD
LG