Линки доступности

Решение по «Левада-Центру» – сигнал не только исследователям, но и инвесторам


Лев Гудков
Лев Гудков

Статус «иностранного агента» может привести к закрытию неподконтрольной Кремлю исследовательской организации

Решение Министерства юстиции России объявить исследовательскую организацию «Левада-Центр» иностранным агентом является очередным шагом Кремля по установлению контроля над обществом и ограничит возможности получения объективной информации о настроениях российского общества, отмечают эксперты и журналисты.

Общая оценка в США решения Минюста России объявить «Левада-Центр» иностранным агентом резко негативная. Эксперты и журналисты говорят о том, что в первую очередь это отрицательно отразится на независимых исследованиях состояния и настроений российского общества.

«Это ужасная новость с точки зрения возможности проведения независимых академических исследований о том, что думают и во что верят россияне. Эффектный автогол», – написал в Твиттере профессор политической географии Вирджинского политехнического института Джерард Тоул (Gerard Toal).

Бывший американский посол в России Майкл Макфол (Michael McFaul) также отметил значительный вред от решения российских властей. «Закрытие «Левада-Центра» станет жестоким ударом для тех, кто стремится лучше понять российское общество. Надеюсь, они выживут», – написал Макфол в Твиттере.

По мнению комментаторов, решению Минюста предшествовала публикация «Левадой» результатов опроса, который показал снижение популярности правящей партии «Единая Россия».

«Обратите внимание, что решение назвать Леваду «иностранным агентом» было принято после того, как исследователи сообщили о падении рейтингов «Единой России», – отметил корреспондент «Радио Свобода» Кристофер Миллер (Christopher Miller).

Аналитик страновых рисков Александр Кокшаров (Alex Kokcharov) в информационно-аналитической компании IHS Markit также считает, что решение в отношении «Левады» – «явное наказание за честные опросы».

В то же время исследователи отмечают, что этот репрессивный шаг российских властей является последовательным и не вызывает удивления. «Да, «Левада» – лучшая и единственная реальная организация по проведению соцопросов. Но шокирует ли это? Как это может шокировать?», – написал в Твиттере Леонард Бенардо (Leonard Benardo), региональный директор по Евразии Фондов открытого общества (Фонда Сороса).

Более того, эксперт по Беларуси, России и авторитарных режимах Мэтью Фриар (Matthew Frear) из Лейденского университета обратил внимание на то, что Путин вновь повторяет действия президента Беларуси Александра Лукашенко, который уже давно поставил проведение социологических исследований под пристальный контроль, серьезно затруднив точное отражение и анализ действительных настроений белорусского общества.

Фриар написал в Твиттере: «Удушение независимых опросов накануне выборов? Россия снова играет в догонялки с Беларусью!».

Вместе с тем, последствия такого шага Кремля не ограничиваются только интересами исследователей. Бывший посол США в Казахстане и Грузии, аналитик аналитической структуры RAND Corporation Уильям Кортни (William Courtney) обратил внимание на важность этого решения для международных инвесторов.

«Давление на “Левада-Центр” будет рассматриваться инвесторами как еще один признак возрастающих политических рисков в российской экономике», – предупредил Кортни.

Наиболее вероятным непосредственным последствием решения Минюста объявить «Левада-Центр» иностранным агентом может стать прекращение его деятельности.

«По мере того, как главная российская партия теряет рейтинг, «Левада-Центр» объявлен “иностранным агентом”, сигнализируя его закат», – считает корреспондент The New York Times Стивен Ли Майерс (Steven Lee Myers).

XS
SM
MD
LG