Линки доступности

Генеральный секретарь ОБСЕ об урегулировании кризиса в Украине


Ламберто Заньер
Ламберто Заньер

Ламберто Заньер дал эксклюзивное интервью «Голосу Америки»

«Начало года выдалось очень плохим. Было множество нарушений перемирия. Мы договорились о прекращении огня по случаю православной Пасхи. Это сработало. Сейчас число нарушений снова постепенно растет, и мы стремимся вкладывать больше в политический процесс и в создание механизма с участием украинских и российских вооруженных сил, который помог бы нам снизить градус напряженности», – так 17 мая генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер охарактеризовал ситуацию на востоке Украины в интервью корреспонденту «Голоса Америки».

«К сожалению, – продолжал он, – периодически нашим наблюдателям мешают получить доступ в районы, где они хотели бы работать, или даже угрожают, в том числе – оружием». «Мы хотели бы, чтобы к нашей деятельности относились более уважительно. Мы – невооруженная миссия и хотели бы, чтобы стороны сотрудничали с нашими представителями во всех ситуациях», – подчеркнул Заньер.

Отвечая на вопрос о том, касается ли это замечание обеих сторон конфликта, глава ОБСЕ пояснил: «Проблемы есть с обеими сторонами. Но в количественном выражении больше инцидентов отмечено со стороны сепаратистов».

Генсек ОБСЕ также отметил проблемы с получением доступа в различные районы: «Одна из наших проблем – это обеспечение свободы передвижения наблюдателей. Повсюду стоят контрольно-пропускные пункты. Иногда нам удается через них пройти, а иногда нас отсылают назад. Мы считаем, что наша миссия не пользуется должным уважением».

Комментируя перспективы «минского процесса», Заньер заверил: «Минский процесс не мертв. Это – лучший путь, которым нам и следует идти, но это трудно. Есть ряд рабочих групп, которые занимаются различными вещами. Так, одна группа занимается организацией выборов, другая – деэскалацией и повышением уровня безопасности. Очень важно, в особенности в случае с этими двумя рабочими группами, прилагать все усилия, чтобы добиться прогресса. Что касается ситуации в целом, мы не считаем ее замороженным конфликтом. К сожалению, есть нарушения перемирия, поэтому конфликт далек от состояния замороженного. Но, разумеется, в отсутствие существенного прогресса на политическом уровне, этот сценарий, конфликт на наших глазах становится все более неуправляемым. Вот почему для продвижения вперед нужно больше вовлеченности на политическом уровне».

Характеризуя сегодняшнее положение дел в зоне конфликта, Ламберто Заньер отметил: «На данный момент мы не видим острого риска эскалации, мы наблюдаем присутствие хорошо вооруженных формирований с обеих сторон, наблюдаем неоднократные инциденты, но не видим ничего, что напоминало бы подготовку к масштабному наступлению или новой более агрессивной фазе конфликта. Риск замороженного конфликта сохраняется, если не будет прогресса на политическом уровне. Чем дольше это тянется, тем выше вероятность того, что разрешать проблемы станет еще сложнее», – считает он.

Ключ к разрешению конфликта – «в расширении международных дипломатических усилий», – убежден Заньер. «Возможно, – уточнил он, – необходимо… рассмотреть новые инициативы и привлечь новых игроков, которые могут помочь сдвинуться с места. Пока логика показывает, что постоянная вовлеченность дала некоторые результаты, но этого недостаточно, чтобы решить проблемы на местах. Мы не можем заменить политические инициативы более активной ролью миссии на местах».

При этом Заньер пояснил: «Говоря о новых игроках, я имею в виду, что ОБСЕ – большая организация. На мой взгляд, хорошо, что группа стран в нормандском формате взяла на себя инициативу, но нам нужно, чтобы и все остальные играли свою роль, как можно активнее поддерживая инициативы стран этого нормандского формата».

XS
SM
MD
LG