Линки доступности

Кыргызский вопрос


В четверг казахстанские власти приняли решение открыть три пункта пропуска на казахстанско-кыргызской границе. Случилось это через день после того, как Кыргызстан перекрыл подачу поливной воды по реке Талас в два района Жамбылской области на юге Казахстана. Официальная Астана, однако, факт открытия границы, которая была закрыта 7 апреля, с действиями своих соседей никак не связывает. В заявлении МИДа говорилось о том, что решение было принято «учитывая сложное социально-экономическое положение в Кыргызстане и принимая во внимание многочисленные обращения граждан дружественной нам страны».

Председатель Комитета по аграрным вопросам Мажилиса Парламента Республики Казахстан Ромин Мадинов расценивает решение Казахстана лишь как акт доброй воли нынешнего председателя ОБСЕ. По словам мажилисмена, отсутствие подачи поливной воды вряд ли можно назвать рычагом давления на Казахстан.

«Большого вреда нам ситуация с подачей воды принести не могла. В аграрных районах страны у нас всегда есть большие запасы воды, – поясняет Р. Мадинов. – Я считаю, что мы имели полное моральное право оставить границу закрытой, так как главный приоритет для нас – это безопасность граждан Казахстана. Пока же политическая стабильность в соседней стране не установлена, мы будем с осторожностью относиться к передвижениям на нашей границе. Однако и оставить в трудную минуту братский нам народ, с которым нас связывает долгая история, мы тоже не можем».

Согласно данным ИА «Казах-зерно», Казахстан является одним из важных партнеров в структуре внешней торговли Кыргызстана. На долю Казахстана приходится 12,1% всего импорта и 6,4% экспорта Кыргызстана.

Однако замок на границе ударил по карману не только предпринимателей из неспокойной республики, но и повлиял на жизнь рядовых казахстанцев. По данным управления промышленности и предпринимательства Южно-Казахстанской области, в этом регионе страны значительно подорожали некоторые продукты питания. В частности, на 29,9 % поднялись цены на овощи, а свежие фрукты выросли в цене на 16 %.

«Закрытие границы ударило по социально-экономическому положению населения приграничных районов обеих сторон, – уверен консультант Института политических решений Александр Князев, проживающий в Кыргызстане. –

Хотя, если говорить о нашей стране, то были затронуты интересы не только приграничных районов. Реэкспорт китайских товаров, вывоз сельхозпродукции и продукции швейной промышленности, ряд других экспортных направлений для Кыргызстана являются куда более критически важными, нежели для Казахстана. Сейчас с открытием границы, население, связанное с этими направлениями экономической сферы, получило передышку. Передышку, потому что в течение ближайших месяцев вступают в силу условия Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, и ограничение кыргызского экспорта все равно произойдет,
только теперь уже путем введения новых таможенных тарифов. Так что, события 7 апреля и последующая дестабилизация лишь ускорили для населения Кыргызстана ту ситуацию, которая – пусть и не так жестко – но все равно теперь наступит».

Эксперт также уверен, что не прекращение подачи поливной воды из Кировского водохранилища в Казахстан стало решающим фактором в открытии казахстанской стороной кыргызской границы. Князев относит действия кыргызской стороны к раздражающим факторам, способным подпортить дальнейшие двусторонние отношения двух соседствующих республик.

«Закрытие границы было объективно связано с происходившим в Кыргызстане, с желанием локализовать целый ряд угроз, исходивших и во многом продолжающих исходить с территории страны, – говорит Князев. – Отсутствие на протяжении уже почти полутора месяцев действенного контроля временных государственных органов над территорией страны, стихийно сложившееся самоуправление во многих регионах,
продолжающиеся попытки сторонников экс-президента Бакиева дестабилизировать обстановку, развязать межнациональные конфликты – все это развязало руки и криминалу. В свободном хождении, на руках у криминальных группировок и просто населения находится просто потрясающе огромное количество огнестрельного, в том числе боевого, оружия. Бесконтрольность – изумительное условие для транспортировки наркотиков, для нелегального трафика людей. В Казахстане уже введены ограничения на пребывание кыргызских мигрантов – на очереди введение таких же ограничений в России. Россия уже отменила ранее действовавшие льготные тарифы на экспорт в Кыргызстан нефтепродуктов – на очереди аналогичные меры со стороны Казахстана. И кыргызские революционные ситуации здесь абсолютно вторичны. Главной является полная несостоятельность постсоветской республики развиваться как самостоятельное государство. Прежде всего, в экономической сфере, отсюда проистекает и все остальное».

Таким образом, по мнению, эксперта, открытие границы для Кыргызстана – лишь временное решение проблемы. Те проблемы, которые существуют в стране, остаются там вне зависимости от политической ситуации. В частности, речь идет о проблеме криминала, которая при открытии границы вновь станет и проблемой соседнего Казахстана. Президент «Фонда Евразия Центральной Азии» Джеф Эрлих, уже несколько лет работающий над проблемами миграции в регионе, считает, что и закрытие границы вряд ли могло значительно повлиять на улучшение ситуации с незаконным перевозом грузов.

«Бесспорно, безопасность – это важнейший приоритет, – говорит Д. Эрлих. – Но опыт многих стран, включая США, отмечают, что очень трудно предотвратить такие процессы, как транспортировка наркотиков, оружия и передвижение нелегальных мигрантов. Для этого нужно вести усиленный контроль всей границы Казахстана, а иначе закрытие КПП, по сути, наказывает лишь законопослушных граждан по обе стороны. Закрытая граница означает потери для торговцев и фермеров в обеих странах, в особенности в Кыргызстане. А это в свою очередь ведет к экономическому спаду в Кыргызстане, за которым может последовать еще большая нестабильность в регионе, которая совсем не выгодна Казахстану».

Между тем, в понедельник на заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) ШОС госсекретарь-министр иностранных дел РК Канат Саудабаев отметил, что организация могла бы инициировать оказание государствами-членами ШОС совместной гуманитарной помощи Бишкеку. Действующий председатель ОБСЕ предложил провести встречу экспертов министерств по чрезвычайным ситуациям для консультаций по соответствующей юридической основе и механизмам предоставления такой помощи.

XS
SM
MD
LG