Линки доступности

Ближний Восток, ИГИЛ и «Курдский вопрос»


Ближний Восток, ИГИЛ и «Курдский вопрос»
please wait

No media source currently available

0:00 0:02:58 0:00

Самопровозглашенное «Исламское государство» можно ликвидировать, если найти этническим курдам правильное место

В кризисе, которым сейчас охвачен Ближний Восток, одно из важнейших мест занимает так называемый «Курдский вопрос». Проблема 35-миллионной курдской нации, не имеющей собственной территории, встала особенно остро после того, как самопровозглашенное «Исламское государство» начало угрожать существованию Ирака и Сирии. От того, на чьей стороне окажутся вооруженные курды в борьбе западной коалиции против ИГИЛ, во многом зависит будущее всего Ближнего Востока.

Усиление террористической группировки ИГИЛ, захватившей часть территории Ирака и Сирии, не только дестабилизировало весь регион, но и раздуло пламя старых этнических распрей. Охваченный войной Ближний Восток представляет собой целый клубок проблем. Соединенные Штаты хотели бы смены сирийского режима Башара Асада. Его, в свою очередь, поддерживает Россия, открыто ведущая в Сирии боевые действия на стороне Асада. Параллельно, вооруженные курдские отряды ведут – и относительно успешно – борьбу с боевиками ИГИЛ. Курды рассчитывают отбить у них территории, которые потенциально могли бы стать основой будущего курдского государства. Правительство Ирака, в свою очередь, боится усиления курдов, которые могут претендовать на свои исконные земли на севере страны. И наконец, власти Турции, которая входит в НАТО, пытаются противостоять одновременно армии ИГИЛ и боевикам из Рабочей партии Курдистана, чтобы не потерять восточные территории, традиционно заселенные курдами.

На фоне всего этого противостояния, успех коалиции союзников в борьбе с «Исламским государством» во многом зависит от политического выбора курдов. Однако, кровавый теракт в Анкаре на прошлой неделе, в совершении которого турецкие власти обвиняют курдов, обострил отношения Турции с Америкой.

«Я спрашиваю Америку: сколько раз мне вам еще объяснять? Вы на нашей стороне или на стороне террористов из Рабочей партии Курдистана?» – спросил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

«Курдский вопрос» возник давно, когда, после развала Османской империи курды оказались разбросаны по разным странам. Запад целое столетие не уделял должного внимания вопросу о национальной принадлежности курдов. Похоже, что курды, политически и экономически, были не так важны для мирового сообщества, как другие народы Ближнего Востока.

Но есть и другой аспект, отмечают политологи: между курдскими общинами тоже отсутствует единство. Разрозненность отдельных племен приводит к тому, что зачастую каждое из них преследует свои политические цели. Однако, ни одна из этих общин не хочет возвращаться к временам, когда почти во всех странах проживания курды подвергались дискриминации и репрессиям.

Созданная курдами из Сирии партия «Демократический союз» сейчас выполняет роль временного правительства в сирийском Курдистане. В то же время, Рабочую партию Курдистана, имеющую вооруженное ополчение, союзники по НАТО – Турция и США – считают террористической группировкой.

«Главный противник Анкары в Сирии – это режим Асада. Но второй серьезный противник – это курдская партия “Демократический союз”, которая де-факто является политической властью в северной Сирии, – говорит Метин Гуркан, эксперт по безопасности. – Получается, что политические интересы Турции и США в Сирии расходятся».

В таком историко-политическом контексте сейчас, когда Ближний Восток погружается в пучину хаоса, курдские националистические движения могут стать или разрушительным, или позитивным фактором в региональных процессах, в зависимости от того, кто завоюет их доверие и станет их ближайшим союзником.

  • 16x9 Image

    Вадим Аленичев

    Журналист, репортер, обозреватель, продюсер; автор и ведущий программ на русскоязычном ТВ и радио; опубликовал более тысячи статей в различных американских изданиях; за свою работу удостоен награды Национальной академии телевизионных искусств США

XS
SM
MD
LG