Линки доступности

Иран: время наносить удар?


Реактор вблизи города Бушер.
Реактор вблизи города Бушер.

В Вашингтоне презентовали книгу, в которой анализируется возможность превентивного удара по иранским ядерным объектам

13 мая за стол переговоров возвращаются те, кто не потерял надежды разрешить проблему иранского атома дипломатическим путем. Переговоры возобновятся в Вене, где стороны в формате 5+1 будут пытаться достичь всестороннего соглашения с Ираном.

Как известно, президент Барак Обама ранее заявлял, что пойдет на любые меры, включая применение военной силы, для того, чтобы не дать Тегерану возможности создать ядерную бомбу.

Один из ведущих экспертов по иранской ядерной программе Мэтью Крониг ( Matthew Kroenig) считает, что американская администрация должны быть готова к нанесению «ограниченного удара» по иранским ядерным объектам, в случае если дипломатия не возымеет должного действия.

В книге Кронига, названной «Время атаковать : нависающая угроза ядерного Ирана», которую презентовали в Атлантическом совете в Вашингтоне автор задает главный вопрос – «Что, если дипломатия не станет решением иранской ядерной проблемы?».

«В моей книге я анализирую все возможные политические подходы к этому вопросу, – говорит Крониг. – Одна из вещей, в которых я убежден абсолютно – мы не сможем решить этот вопрос путем саботирования, кибератак и тому подобных вещей».

На сегодняшний день, по мнению автора, у международного сообщества, обеспокоенного иранской ядерной проблемой, есть три варианта – дипломатия ( которой Крониг все же оставляет шанс), сдерживание и ограничение путем военного вмешательства.

«Если дипломатия покажет свою несостоятельность, у США есть около года до того, как нужно будет принимать решение о военном ударе по ядерным объектам Ирана», – говорит эксперт. Он приводит в пример 4 страны, военные объекты которых подвергались в истории ударам по ядерным объектам – нацистская Германия, Иран, Ирак и Сирия. «Те удары отбросили назад ядерные разработки в этих странах. В каждом из случаев военное вмешательство такого рода помогло выиграть время», – подчеркивает Крониг.

Аналитик, по его собственным словам убежден, что на примере Северной Кореи можно предвидеть поведение Ирана, стань он ядерным.

«Сейчас становится все труднее сдерживать Северную Корею. У них есть ядерное оружие, и они пользуются этим как козырем. Если у Ирана появится ядерное оружие, его руководство будет вести себя значительно более агрессивно», – подчеркивает Крониг.

«При этом, теоретически, израильский удар по Ирану «купит» международного сообществу год или два относительного спокойствия и возможности перегруппироваться, американский удар – от 5 до 7 лет», – продолжает эксперт, делая упор на то, что США могут использовать бетонобойные авиационные бомбы, тогда как такие возможности у Израиля ограничены.

Он также подчеркивает, что США должны приложить максимум усилий для проведения переговоров с израильским руководством для того, чтобы исключить вероятность нанесения Израилем несогласованного удара.

Говоря о переговорах, которые должны возобновиться во вторник в Вене, Мэтью Крониг подчеркивает, что «велики шансы того, что мы не получим всеобъемлющей договоренности».

В этом случае возможность удара по Ирану становится более зримой, подчеркивает эксперт, добавляя: «От военного вмешательства нас может удержать негативный опыт кампаний в Афганистане и Ираке. Эти кампании были плохо спланированы и плохо осуществлены. Это, однако, не означает того, что мы должны самоустраниться от решения всех мировых проблем. Сейчас не время отступать, а напротив – время проявить упорство и двигаться вперед».

«Если задуматься, будем ли мы готовы позволить Ирану стать ядерным и вступить с ним в военное противостояние? Мы ведь воздерживаемся даже от того, чтобы применить меры к Ирану в его нынешнем состоянии – без ядерного оружия», – продолжает Крониг.

Он также с уверенностью заявляет, что необратимая фаза этого процесса еще не наступила, поскольку «с уверенность можно утверждать, что ядерного оружия у Ирана сейчас еще точно нет».

«Со всеми инспекциями Международного атомного агентства, с нашими программами исследований мы имеем точное представление о том, на какой стадии находятся иранские ядерные разработки. Стоит также помнить, что Ирану свойственно преувеличивать свои ядерные возможности, блефовать», – подчеркивает Крониг.
  • 16x9 Image

    Юлия Савченко

    Журналист-международник cо стажем работы в России, Центральной Азии, Великобритании и США. На Русской службе "Голоса Америки" - с 2010 года. Освещает темы политики, международных отношений, экономики, культуры. Автор и ведущая программы «Настоящее время. Итоги»

XS
SM
MD
LG