Линки доступности

Газопровод из России в Южную Корею – пустые надежды или реальность?


Укладка газопровода «Запад-Восток»
Укладка газопровода «Запад-Восток»

Эксперты отмечают ряд рисков, связанных с этим проектом

Представители обоих государств Кореи встретятся в среду в Пекине, чтобы в очередной раз попытаться возобновить многосторонние переговоры по ядерной программе КНДР после почти трехлетнего застоя. Однако, ядерный арсенал Северной Кореи – не единственный вопрос, привлекающий внимание в последнее время.

Разговор о строительстве трубопровода для поставки российского газа в Южную Корею через территорию ее северного соседа идет уже несколько десятилетий. Однако недавно развитие этого проекта получило новый толчок: северокорейский лидер Ким Чен Ир встретился в Сибири с Дмитрием Медведевым. По данным СМИ, результатом этой встречи стала договоренность о реализации планов строительства газопровода.

Представители энергетического сектора Южной Кореи дали понять, что весьма заинтересованы в наличии такой магистрали. На прошлой неделе руководитель государственной южнокорейской газовой корпорации KOGAS встретился с представителями российского «Газпрома». Сообщается, что на этой встрече была принята «дорожная карта» по будущим поставкам газа в Республику Корея.

По оценкам ее правительства, прокладка газопровода обойдется в 3,4 млрд долларов. Однако в долгосрочной перспективе это выгодно Южной Корее. Кан Хи Чан, эксперт по экологии и энергетике иЭкономического института Samsung в Сеуле, говорит: «Наша потребность в газе продолжает расти. Большинство поставок осуществляется из Европы и Западной Азии. Это очень дорого. Когда мы сможем получать российский газ через Северную Корею, цены станут более конкурентоспособными».

Однако сохраняющаяся напряженность на Корейском полуострове означает, что выгода, возможно, не сможет перевесить риски. Россиянин Андрей Ланьков, эксперт по Северной Корее в сеульском университете Кунмин, отмечает: «В долгосрочной перспективе, это весьма выгодный проект – как с экономической, так и с политической точки зрения. Но для его успеха необходим стабильная атмосфера сотрудничества, обменов и доверия. Откровенно говоря, не думаю, что такая атмосфера установится в обозримом будущем».

По словам Ланькова, прокладка газопровода представляет собой риски для всех сторон, но особенно – для Южной Кореи. Пхеньян может красть газ и даже перекрыть магистраль в случае ухудшения отношений с южным соседом, добавляет эксперт. Сеулу необходим план действий в экстренной ситуации, чтобы компенсировать потери в случае возникновения напряженности, считает он.

В отчете, подготовленном для южнокорейского парламента министерством экономики, отмечается, что на данный момент условия контракта с Россией и КНДР не обсуждаются. Однако южнокорейские политики уже стремятся заручиться поддержкой общественности.

Ранее в этом месяце президент Ли Мен Бак заявил в телеинтервью, что осуществление проекта – вопрос времени. По его словам, Пхеньян и Сеул уже ведут отдельные переговоры с Москвой, и в какой-то момент три страны придут к соглашению. Южнокорейский президент также отметил, что реализация проекта может пойти быстрее, чем ожидается, и что в случае успеха это явится «великим начинанием».

Как указывает Ланьков, многие политики пытаются обеспечить проекту поддержку, представляя его как еще один шаг к объединению с Южной Кореей. Однако сам аналитик убежден, что они выдают желаемое за действительное: «Это очень характерно для официальной риторики в Южной Корее. Любые контакты между двумя государствами описываются как способствующие объединению. Это весьма положительно воспринимается националистически настроенным корейским обществом. Однако, говоря откровенно, речь идет о нормальных экономических операциях, и к объединению они не имеют никакого отношения».

Дальнейшие переговоры между Южной Кореей и Россией могут пройти позднее в этом году, когда Ли Мен Бак и Дмитрий Медведев встретятся на саммите «Большой двадцатки» в Париже.

Другие новости о событиях в мире читайте в рубрике «В мире»

XS
SM
MD
LG