Линки доступности

Алексей Якубин: в Украине нет предпосылок для новых массовых форм протеста


3 ноября, Киев, митинг сторонников Геннадия Корбана, лидера "УКРОПа" у здания Верховной Рады
3 ноября, Киев, митинг сторонников Геннадия Корбана, лидера "УКРОПа" у здания Верховной Рады

B Киеве прошел митинг сторонников задержанного лидера партии «УКРОП» Геннадия Корбана

КИЕВ – Адвокаты лидера партии «Украинское объединение патриотов – УКРОП» Геннадия Корбана обжаловали решение о его задержании. Об этом вечером 3 ноября сообщает УНИАН, цитируя заявление руководителя пресс-центра партии «УКРОП» Евгении Кравчук.

«Адвокаты подали жалобу о незаконном задержании Корбана, ее будут рассматривать в Печерском суде. Следственных действий с Геннадием Олеговичем сегодня не планируют проводить», – отметила Евгения Кравчук.

Евгения Кравчук подчеркнула, что адвокат лидера партии «УКРОП» Оксана Томчук несколько часов общалась с подзащитным и недавно вышла из изолятора временного содержания Службы безопасности Украины.

3 ноября у стен Верховной Рады прошел митинг в поддержку задержанного лидера партии «УКРОП».Выразить протест вышли несколько сот украинцев, среди которых были представители различных волонтерских организаций, военные в униформе и молодежь. На некоторых участниках акции можно было увидеть футболки с надписью «Свободу политзаключенным».

Интернет-издание «Украинская правда» сообщает о том, что 31 октября 2015 года Геннадий Корбан был задержан в своей квартире в Днепропетровске во время спецоперации Генеральной прокуратуры и Службы безопасности Украины.

В руках у сторонников Геннадия Корбана были зеленые политические флаги с партийной символикой, а также несколько красно-белых плакатов с надписью «Свободу политическим заключенным».

По данным украинской прессы, к охране правопорядка в правительственном квартале, где проходил митинг, были привлечены больше 2400 сотрудников милиции, бойцов Национальной гвардии Украины, полицейские и члены общественных формирований.

Буквально в трехстах метрах от Верховной Рады, возле Дома правительства Украины, расположились несколько десятков армейских палаток участников так называемого «Тарифного майдана». В день протестов у парламента здесь немноголюдно.

«Многие ушли на митинг "УКРОПА"», –рассказывает корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» один из поваров «Тарифного майдана». Парень колет дрова и говорито том, что жизнь на «майдане» очень похожа на ту, что была на Евромайдане в 2014 году. Однако теперь есть одна особенность.

«Теперь мы будем стоять до конца, еды хватает, дрова на зиму есть, тарифы взяли за горло», – говорит житель Черниговской области.Среди других особенностей нового «майдана» возле Дома правительства – двухсотлитровый самовар на дровах, в котором варят чай для всех желающих и прохожих. На противоположной стороне дороги – еще один «майдан» – Партии простых людей. Здесь из динамиков звучат песни «Океана Эльзы» времен «Оранжевой революции», женщины в жилетках с партийной символикой подметают территорию у палаток, а мужчины бют в барабаны.

Не те «майданы»

Украинский политический консультант, управляющий партнер консалтинговой группы «Concept GR» Юлия Комарова считает, что экономический кризис в стране формирует в общественном сознании недовольство действиями власти.

«Но как скоро можно ожидать структуризацию этих предпосылок и превращения их в организованную массовую форму противостояния, пока непонятно. И таких условий на данном этапе – нет», – говорит Юлия Комарова корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Юлия Комарова считает, что «майдан» – как явление или форма протеста в украинском обществе приобретает массовый характер в случае ущемления прав выбора украинцев, наступления власти на гражданские свободы.

«Социальные «майданы» – это некоторая форма Майдана, «майданы благ» поэтому они больше находятся в плоскости разрешения и ответственности правительства, чем президента и парламента», – подчеркивает Юлия Комарова.

Юлия Комарова считает, что ситуацию с задержанием Геннадия Корбана можно рассматривать в контексте снижения градуса противостояния внутри отношений между украинскими олигархами и позицией официальной украинской власти.

«Я бы не называла их «политическими заключенными», – комментирует Юлия Комарова один из плакатов «Свобода политическим заключенным» на митинге сторонников Геннадия Корбана у стен парламента 3 ноября. – Я бы называла их политизированными заключенными. Мы знаем, что наши политические элиты не являются ангелами... Дело Корбана – это попытка послать месседжи конкурирующим крупным бизнесменам, что нужна большая лояльность и договороспособность, снижение градуса противостояния, который мы видели на примере срыва выборов в Мариуполе, где играет «карта» Рината Ахметова, и особой конфликтности в Днепропетровске, где играет «карта» Игоря Коломойского».

О политических мотивах задержания

Украинский политолог Олеся Яхно-Белковская считает, что, когда речь заходит о задержании лидера партии «УКРОП» Геннадия Корбана, следует не забывать, что избирательная кампания в стране не завершена и представители данной политической силы принимают участие во втором туре в отдельных городах.

«Политический ли это заказ – арест Корбана или нет, это токая вещь. Арест, так или иначе, произошел в избирательном процессе и поэтому, какие бы мотивы власть не выдвигала, политические мотивы здесь есть. Мы имеем дело с ситуацией между первым и вторым туром выборов, в том числе и для партии «УКРОП», кандидаты которого участвуют в гонке на пост мэров в Днепропетровске и Павлограде», – говорит Олеся Яхно-Белковская.

Вместе с тем, Олеся Яхно-Белковская, отмечая «политическую окраску» ареста Геннадия Корбана, считает, что на эту ситуацию можно посмотреть по-другому, с позиций развития постсоветского общества.

«Дело вовсе не в выборах, и не в том, что арест, например, преследовал цель как-то повлиять на избирательный процесс. Мы знаем, что в постсоветских странах на любого политика или бизнесмена всегда найдется повод, чтобы привлечь чего к уголовной ответственности. Мы знаем, как постсоветский бизнес проходил свое становление и у кого какие биографии. Поэтому, думаю, что важно не кого и сколько раз привлекают к ответственности, хотя это и имеет значение, но когда, как и почему? Почему именно в этот момент», – подчеркивает Олеся Яхно-Белковская.

Эксперт говорит о некоторых украинских политических конфигурациях и перестановках, которые могут быть причиной неожиданного ареста политика Корбана.

«Мы видим серьезный шаг со стороны власти на упреждение и теперь те или иные политические фигуры могут подумать, стоит ли им переходить на позицию оппозиции или нет – или лучше им находится в коалиции с партией власти», – подчеркивает Олеся Яхно-Белковская.

В обществе – критика новых «майданов»

Два «майдана» возле дома правительства через несколько сотен метров от здания Верховной Рады, где проходила акция в поддержку Геннадия Корбана, Олеся Яхно-Белковская называет популистскими мероприятиями. Правда, не лишенными оснований для их проведения.

«Например, «Тарифный майдан» – это во многом популистское мероприятие, но не в том плане, что в обществе нет таких настроений, а как раз наоборот – общество недовольно экономической составляющей, не до конца понимает решения правительства, как платить по тарифам... Это ведь неплохо, что в стране обсуждаются тарифы, плохо, что они обсуждаются в контексте чуда – давайте, снизим тарифы в два раза, это происки власти и т.д. Нигде не звучит конструктивная составляющая, объясняющая почему тарифы именно такие», – говорит Олеся Яхно-Белковская.

Украинский политолог Алексей Якубин отмечает разочарование в обществе от проводимых реформ, которое пытаются использовать политики в своих политических проектах.

«Действительно, в обществе есть недовольство социально-экономическим курсом, который проводит действующая власть. Высокий уровень разочарования – на уровне шестидесяти процентов граждан, негативно оценивающих ситуацию в стране. Другое дело, что эти показатели являются «фоновым недовольством», которое неспособно перейти в массовые акции протеста», – говорит Алексей Якубин корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Алексей Якубин рассказывает о социологических опросах, в которых значительная часть граждан придерживалась «амбивалентной позиции», когда речь заходила об организации«третьего майдана».

«Ответы граждан звучали приблизительно так: мы боимся выйти на майдан потому, что это не улучшит ситуацию, и мы боимся не выйти на майдан потому, что потеряем возможность. «Тарифный майдан», протесты «УКРОПа» – это все попытка прощупать почву и настроения, насколько активно общество. Но пока мы видим, что граждане не готовы к протестам из-за социально-экономической ситуации», – подчеркивает Алексей Якубин.

Вместе с тем, политолог говорит о некоторых похожих факторах, которые позволили провести Оранжевую революцию и Революцию достоинства.

«Первый и второй«майданы» проходили точку, когда были ожидания – дальше будет лучше. Страна находилась в состоянии экономического подъема в 2004 году, роста ВВП. Во время второго «майдана» были ожидания, что мы подпишем Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, в ближайшем будущем станем членами Евросоюза и жизнь быстро, радикально улучшится. Сейчас таких ожиданий, оптимистического видения будущего развития страны – нет, как и нет предпосылок для новых массовых форм протеста», – утверждает Алексей Якубин.

XS
SM
MD
LG