Линки доступности

Ходорковский: новое старое дело?


Михаил Ходорковский и Платон Лебедев
Михаил Ходорковский и Платон Лебедев

Российские СМИ сообщают, что экс-олигарху и высшим руководителям компании ЮКОС могут быть предъявлены новые обвинения

Ряду топ-менеджеров компании ЮКОС может быть предъявлено обвинение по статьям «легализация средств, добытых преступным путем» и «присвоение чужого имущества». Об этом со ссылкой на анонимный источник сообщает «Интерфакс». В том случае, если распространенная информация окажется правдой, предъявленные обвинения могут лечь в основу «третьего дела ЮКОСа». По новому делу уже десять лет находящемуся за решеткой Михаилу Ходорковскому и другим экс-руководителям компании может грозить до семи лет лишения свободы сверх сроков.

Пока в качестве подозреваемых по новому делу, сообщают российские СМИ, проходят четверо менеджеров ЮКОС, в данный момент находящихся за границей. Источник «Интерфакса» отметил, что иностранные власти не стремятся помочь российскому следствию и что привлечение подозреваемых к ответственности может столкнуться с проблемами. Среди фигурантов дела источники в числе прочих называют бывшего финансового директора компании Брюса Мизамора и экс-президента «ЮКОС-Москва» Стивена Тиди.

Конкретно Ходорковскому, по мнению СМИ, в связи выделением в отдельный эпизод дела об отмывании суммы в 10 млрд долларов может быть предъявлено обвинение в организации преступной группы, занятой противодействием правосудию. Как сообщает газета «Ведомости», по мнению следствия, сумма могла быть потрачена на мероприятия, призванные бойкотировать работу правоохранительных органов во время расследования второго дела Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.

При чем тут амнистия?

Время для объявления о новых обстоятельствах дела Ходорковского было выбрано неоднозначное. Многие связывают появившуюся в СМИ информацию с проектом амнистии для бизнесменов, появившимся около полугода назад, который в ближайшее время может быть реализован.

Ранее вопрос о том, будут ли амнистированы скандально известные руководители ЮКОСа Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, неоднократно обсуждался экспертами. По мнению большинства специалистов по праву, им обжалование не грозило, так как оба они проходят по делу не в первый раз, что является обязательным условием для досрочного освобождения.

Именно поэтому недавнее выступление главы Совета по правам человека при президенте Михаила Федотова вызвало такие смешанные чувства.

Правозащитник в ходе пресс-конференции 4 декабря отметил, что в ходе амнистии не только осужденные топ-менеджеры ЮКОСа, но и участницы группы Pussy Riot могут оказаться на воле.

Газета «Известия» опубликовала пояснительную записку к проекту закона об амнистии, внесенного президентом в Госдуму в понедельник. Из нее следует, что досрочное освобождение Ходорковского и Лебедева невозможно.

А есть ли дело?

Защитник Михаила Ходорковского Вадим Клювгант в комментарии Русской службе «Голоса Америки» заявил, что понятия не имеет о новых обстоятельствах в деле его подсудимого, о которых твердят СМИ. «Мне как адвокату ничего не известно не только о новом деле, но и о каких-либо вообще изменениях в расследовании, – сказал он. – СМИ либо страшно ошибаются, либо врут».

Менее категорично в беседе с корреспондентом «Голоса Америки» высказался политолог Дмитрий Орешкин. По его мнению, о причинах изменения хода следствия и о том, верна ли информации в СМИ, пока можно только гадать.

«После высказывания Федотова, по правилам административной игры, ему надо было немедленно ответить, – пояснил он. – Язык, на котором отвечает Следственный комитет, один: он же не будет говорить, что “мы не согласны с Федотовым”». По словам эксперта, единственным возможным аргументом в этой игре могло стать усугубление положения заключенного экс-олигарха, поэтому и было объявлено о перспективах третьего дела.

«Так что мы в любой момент можем получить свидетельство того, что на самом деле они (следователи – Г. А.) отработали назад, – рассуждает Орешкин. – Власть неоднородна, то есть существуют разные группировки, и все они смотрят в рот Владимиру Владимировичу, и убеждают его принять то решение, которое они подготовили».

Именно поэтому, убежден Дмитрий Орешкин, сотрудников СК «обрабатывают» так, чтобы в работу в любой момент «могло поступить третье дело Ходорковского, как только придет такое указание из Кремля».

При этом уверенности в том, что указание поступит, у политолога нет, так как время сейчас «слишком публичное». «Мне кажется, что перед Олимпийскими играми было бы невыгодно давать такое указание, – пояснил он. – С другой стороны, никто не знает, в какой степени Путин боится Ходорковского, а боится он, по-видимому, сильно, но не так, чтобы ночью не спать, а в системном смысле».

Однако не исключает Дмитрий Орешкин и спонтанности принятия президентом решений в вопросах, касающихся его лично. А дело Ходорковского, по его мнению, является именно таким вопросом. «Президенту может захотеться показать, что он никого не боится и вообще самый суровый, – констатировал политолог. – Другими словами, все зависит не от законов, а единственно от мнения Путина, о котором нам почти ничего не известно».
XS
SM
MD
LG