Линки доступности

Вера Кичанова: «Неужели задать свой вопрос президенту – это провокация?»


Дмитрий Медведев
Дмитрий Медведев

Студентка журфака МГУ рассказала о подробностях своего задержания полицией во время визита президента Медведева на факультет

Как мы уже сообщали, в четверг 21 октября президент Дмитрий Медведев встретился со студентами факультета журналистики МГУ. При этом при попытке попасть на встречу и задать высокому гостю свои вопросы были задержаны полицией трое студенток. Одна из них, четверокурсница Вера Кичанова, в пятницу рассказала Русской службе «Голоса Америки» о подробностях происшествия.

Вадим Массальский: Вера, прежде всего объясните, почему вы решили встретить президента с плакатами перед зданием факультета на Моховой?

Вера Кичанова: Изначально я и несколько моих подруг хотели пройти в здание факультета, чтобы попасть на встречу президента со студентами и задать ему несколько вопросов. О самой встрече стало известно только поздно вечером накануне. Никто не объявлял, кому можно, а кому нельзя будет попасть на нее. И мы надеялись, что если не в аудиторию, то хотя бы на журфак нам пройти дадут. Тем более, преподаватели это подтвердили.

Вот мы и попробовали пройти. Нас пропустила охрана факультета, но потом к нам подошел человек из ФСО (Федеральная служба охраны – В.М.), взял наши студенческие удостоверения и куда-то ушел. Пока мы возмущались, он с ними вернулся, вернул документы и сказал: «Для вас двоих сегодня занятий не будет». Нас двое тогда было…

В.М.: А почему именно вы оказались в «черном списке»? Может, была информация, что вы регулярно участвует в неформальных молодежных форумах?

В.К.: По поводу себя я еще могу попробовать что-то объяснить. Я с разными изданиями сотрудничаю, часто пишу в блогах, поддерживаю Либертарианскую партию России. На меня на журфак уже приходила «бумага» из ГУВД Москвы после того, как в прошлом году меня задерживали во время акции оппозиции на Триумфальной площади. Но почему в какой-то «черный список» вдруг попала Ольга Кузьменко, которая была со мной, мы до сих пор понять не можем. Она раньше нигде не задерживалась, ни в каких организациях не состоит. Только один раз как-то сходила на несанкционированный митинг…

Нас потом, после задержания, пытались подловить якобы на лукавстве: дескать, а откуда у вас были плакаты, если вы пытались просто попасть на встречу и задать вопросы? Так ведь поэтому мы и отпечатали свои вопросы на бумаге. Мы хотели эти листы просто поднять в аудитории или на балюстраде, как в итоге сделали другие студенты. Это и плакатами-то сложно назвать: лист бумаги в формате А-4.

Я не считаю, что это была какая-то провокационная акция. Я пыталась просто проявить себя как журналист – задать вопрос.

В.М.: Но согласитесь, что журналист, готовя материал, должен быть объективным и беспристрастным. Он имеет право освещать все публичные акции, но не имеет право при подготовке материала сам становиться участником или организатором пикета или митинга.

В.К.: Согласна, но в данный момент я не представляла никакое средство массовой информации и тем более не действовала по его заданию. Я просто как студентка журфака хотела задать свой вопрос президенту, который сам решил прийти к нам в гости.

В.М.: Что произошло дальше, после того как вас попросили покинуть здание?

В.К.: А нас выгнали не только из здания, но из внутреннего дворика. В этот момент собралась толпа напротив входа, и мы встали у калитки и подняли свои вопросы-плакаты. Нас было трое, и нас достаточно быстро задержала полиция.

В.М.: Что у вас было написано на плакатах?

В.К.: У меня был написан вопрос: «А вы посоветовались с премьером, прежде чем идти сюда?» Недавно ведь Медведев публично признался, что он советуется с Путиным по важным вопросам. Вот мне и было интересно узнать, насколько важным для президента было посещение журфака, чтобы предупредить об этом премьера. Кто-то может увидеть в этом иронию? Ну и что, если даже так? Что, в нашей стране это повод для задержания и привода в полицейский участок?

У моих подруг на плакатах было написано: «Почему вы сидите в Твиттере, а Ходорковский тюрьме?» и «Вам не жалко бюджетных денег на такие «выборы?» Да, слово выборы было закавычено.

Самое любопытное, когда нас задержали, плакаты долго не забирали, пока самих полицейских кто-то по рации не спросил: «Почему у них до сих пор плакаты видны?!».

В общем, трое полицейских в форме, которые заявили, что мы здесь устраиваем насанкционированную акцию, взяли нас под руки и повели через подземный переход на противоположную сторону улицы, где стоял автозак. Мы при этом требовали, чтобы стражи порядка представились, они очень долго не хотели этого делать, заявляя, что вот в автобус сядем, тогда и представимся… Но мы все-таки убедили их сделать это еще на подходе к автобусу.

В автозаке у нас попытались забрать наши мобильники, потому что увидели, что нам все время звонят. Я даже успела передать в «Твиттер», что нас задержали. Я диктовала фамилии и должности тех, кто нас задержал. Им это не понравилось. Полицейские у двух моих подруг забрали телефоны. Я потребовала, чтобы изъятие наших личных вещей проходило только в присутствие понятых. После этого нам телефоны вернули.

Мы примерно час просидели в автозаке. Потом нас отвезли в ближайшее отделение – ОВД «Арбат».

В.М.: А вы не полюбопытствовали у полицейских, опять же как журналист, как они сами относятся к вашему задержанию?

В.К.: Ну, они отвечали, как отвечают обычно люди в погонах, что они выполняют свои служебные обязанности. Правда, потом в личном разговоре мы слышали слова, что кому-то из них тоже не нравится, что в стране происходит, а кто-то вообще старается не смотреть телевизор, потому как там врут все время…

В конечном счете, в отделении на нас даже не составили протоколы. Только попросили написать объяснительные записки по поводу наших действий. Я так понимаю, что сюда звонили многие люди, интересовались, что с нами. Один из сотрудников полиции даже зашел в Интернет и стал читать, что там про нас пишут. А потом второй подошел и спросил своего сослуживца: «А там не пишут, что мы им предъявлять должны?».

В общем, из отделения нас достаточно быстро отпустили.

В.М.: В Интернете уже пишут, что теперь вас могут отчислить из университета.

В.К.: Я первый раз об этом слышу. Не вижу никаких для этого оснований. Я с золотой медалью окончила школу, поступила «на бюджет», прошлую сессию сдала на «отлично». И сейчас у меня нет «хвостов». Вообще у нас хороший факультет – и преподаватели, и студенты.

В.М.: А что говорят ваши однокурсники о вашем поступке?

В.К.: Вот сегодня пойду на занятия и все узнаю. Но я читаю отзывы на форуме сайта нашего факультета о вчерашнем задержании. Люди разные и отклики разные. Но в основном, по-моему, люди к нашему поступку относятся с пониманием.

Меня приятно удивило, что наша попытка была не единственной попыткой пробиться к Медведеву с неудобными вопросами. И ребята не побоялись даже в аудитории достать свои листы с вопросами. Катя Винокурова из Газеты.ру смогла каким-то образом пробиться к микрофону и спросить, знает ли президент, что нас задержала полиция? Президент ответил, что нет, ничего такого он не знает. И Катю тут же вывели из зала. Оставшееся время встречи с президентом она провела запертой в аудитории, где уже сидели несколько студентов, которые тоже пришли с плакатами

Другие материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

XS
SM
MD
LG