Линки доступности

Михаил Ходорковский перед отправкой по этапу дал интервью западным СМИ


Михаил Ходорковский
Михаил Ходорковский

Бывший глава ЮКОСа: я недостаточно быстро понял, что деньги сами по себе неинтересны

Бывший глава компании ЮКОС Михаил Ходорковский, местонахождение которого до сегодняшнего дня было неизвестно, был этапирован сначала в Вологду, а потом в Карелию. Об этом РИА «Новости» сообщил источник в силовых структурах Вологодской области. Эту информацию пока не удалось подтвердить из независимых источников. Михаил Ходорковский и Платон Лебедев были этапированы к месту отбывания наказания еще 10 июня.

Незадолго до этого Михаил Ходорковский в письменном виде ответил на вопросы нескольких западных СМИ, в том числе Le Figaro и The Wall Street Journal. На русском языке ответы бывшего главы ЮКОСа опубликованы на его сайте.

В интервью Михаил Ходорковский ответил на вопросы о политической ситуации в России, о том, есть ли разница между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, и о том, какую главную ошибку он, Ходорковский, совершил в 90-е годы.

Ходорковский подчеркнул, что ситуация в России не отличается от еще недавней ситуации в Северной Африке и на Ближнем Востоке. По его мнению, достаточно посмотреть на условия «демократической весны», которую недавно еще никто не ждал: авторитарные режимы, отсутствие свободы слова и выражения, преследования политической оппозиции.

«Это вам ничего не напоминает? – пишет опальный олигарх. – В России на повестке дня стоят те же фундаментальные проблемы, что и в регионе Северной Африки и Ближнего Востока: честные выборы, независимый суд, свободные СМИ, реальная борьба с коррупцией… Главная задача моей страны – не упустить историческое “окно возможностей” для спокойной либерализации, предоставления людям политических свобод, создания институтов демократического государства и гражданского общества. Во всяком случае, у страны осталось не так много времени, пока новое поколение не попробует систему “на зуб”. Это – неизбежность. Если к тому времени не будет существовать действительно демократическая традиция разрешения вопроса о власти, никакие “силовики” не помогут удержать страну под контролем».

Ходорковский считает, принятие России Западом как равноправного партнера поощряет «зажим» демократии внутри страны – российская власть видит, что Запад не оказывает на нее давления, и действует так, как будто ей все позволено.

«Нужно понимать, что находящееся у власти правительство будет использовать это для оправдания своих действий внутри России, для их легитимизации, – пишет Ходорковский. – В Вашингтоне или в Париже все знают – и достаточно перечитать WikiLeaks, чтобы в этом убедиться, – кто является самыми коррумпированными российскими руководителями, теми, кто сводит реформистские амбиции президента Медведева к нарушенным обещаниям. В то же время, например, России должно быть позволено вступить в ВТО, поскольку российский народ не должен быть наказан за своих коррумпированных и нарушающих законы чиновников».

Ходорковский признался, что еще в детстве ему была близка мысль: «Лучше ярко блеснуть и погаснуть, чем бессмысленно медленно тлеть». По его словам, он так и старается жить.

Михаил Ходорковский считает, что, несмотря на то, что Владимир Путин «назначил» его своим личным врагом, его выходу из тюрьмы мешает не только премьер-министр РФ.

«Моему освобождению мешает целая группа людей, ставших миллиардерами и мультимиллионерами на разгроме ЮКОСа, – считает бывший глава этой компании. – И будет мешать, независимо от степени личной вовлеченности Владимира Путина в процесс».

Ходорковский полагает, несмотря на бытующее противоположное мнение, что Дмитрий Медведев и Владимир Путин – все же два разных человека и политика, с разным прошлым, разными личными качествами и разным видением будущего России. Однако он подчеркнул, что «существует значительный разрыв между заявленными Дмитрием Медведевым амбициями и реальными действиями российского правительства».

Опальный олигарх также прокомментировал недавно показанные по российским телеканалам репортажи о нем, сделанные в достаточно положительном ключе.

«Ответ был дан в одной из телепередач одного из трех основных федеральных телеканалов в прайм-тайм, после многих лет запрета произносить мое имя на ТВ: “Отношение к этому человеку меняется”. В этой связи вопросом для меня является: изменение чьего отношения ко мне значимо для нашего телеэфира?» – рассуждает Ходорковский.

На вопрос корреспондентов о том, что он считает своей главной ошибкой в 90-е годы, Ходорковский ответил так: «Может быть, я недостаточно быстро понял, что деньги сами по себе неинтересны. Но я начал свою благотворительную деятельность еще до конца 90-х, и моим главным приоритетом уже тогда было обращение к гражданскому обществу».

В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» бывший посол США в России Джеймс Коллинз прокомментировал процесс над Михаилом Ходорковским в России.

«Вера в справедливость российского правосудия после этого процесса серьезно пошатнулась, – сказал он. – С такой же проблемой мы столкнулись и в случае со смертью Магнитского, и в других делах такого рода. Но главное, что объединяет все эти случаи, – это то, что нарушения в них были абсолютно очевидны, однако никто так и не был привлечен к ответственности».

Спецрепортаж о деле Ходорковского и Лебедева читайте здесь

  • 16x9 Image

    Виктория Купчинецкая

    Телевизионный журналист, штатный корреспондент «Голоса Америки» с 2009 года. Работала в Вашингтоне, освещала президентские выборы, законодательный процесс и общественно-политические движения в США. Переехав в Нью-Йорк, освещала работу ООН и городских институтов власти. Виктория работает над специальными телепроектами, которые отражают жизнь необычных американских общин

  • 16x9 Image

    Игорь Тихоненко

    Телевизионный журналист-международник, ведущий ТВ программ и продюсер. Интересуется темами международной и американской политики, науки, космоса и спорта. На «Голосе Америки» – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG