Линки доступности

Химкинский лес: на северо-западном фронте без перемен


Евгения Чирикова, активист защиты Химкинского леса
Евгения Чирикова, активист защиты Химкинского леса

Если бы в среду вы невзначай свернули с Пречистенки в тихий Барыковский переулок, прошли вниз метров двадцать и очутились в маленькой арке справа, вас встретил бы почетный караул милиционеров из города Химки. Они бы расступились перед вами «все равны, как на подбор» и проводили вас взглядом.

Едва ли случайным является визит в Москву химкинских милиционеров, проделавших неблизкий путь по такой жаре. Очевидно, что и их волнует судьба Химкинского леса и его защитников, которые тоже приехали в Независимый пресс-центр в Барыковском переулке.

В среду в Независимом пресс-центре собрались противники вырубки в Химкинском лесу и сочувствующие им правозащитники. На пресс-конференцию пришли, в частности, Евгения Чирикова, директор института "Коллективное действие" Карин Клеман и адвокат-правозащитник Михаил Трепашкин.

Нового прозвучало немного. Причина – отнюдь не в недостатке событий, а в том, что ситуация остается прежней: вырубка продолжается. Поступают сообщения о том, что правоохранительные органы снова задержали активистов и доставили их во 2-ое УВД города Химки, – на этот раз сняв с маршрута городской автобус, в котором их перевозили. Между тем защитники леса утверждают, что вырубка незаконна, хотя бы потому, что всех разрешительных документов, по их словам, нет. Власти, как известно, отстаивают обратную точку зрения.

В минувшую пятницу Общественная палата попыталась выступить в споре посредником, но, как уже сообщал «Голос Америки», переговорный стол был пуст ровно на ту половину, которую должны были занять представители исполнительной и судебной властей и строители. У всех нашлись причины не прийти на встречу. Кто-то не смог, а ФГУ «Дороги России», например, просто не считает возможным вести диалог с защитниками леса, из-за «событий последнего времени» – каких, «Голосу Америки» не объяснили.

Получила продолжение история с нападением антифашистов на городскую администрацию Химок вечером 28-го июля. Тогда, напомним, в здание несколько раз выстрелили из травматического оружия, в окна полетело несколько бутылок.

Налет продолжался около 3-х минут, в нем участвовали около 90 человек. Тогда никого не задержали. Но вскоре власти нашли подозреваемых – Алексея Гаскарова и Максима Солопова. Их задержали в пятницу 30-го июля.
Химкинские власти оценили ущерб в 395 тысяч рублей. Предположительные хулиганы (заведено дело по статье «хулиганство») разбили четыре окна. Так написано в рапорте, который на пресс-конференции в Независимом пресс-центре продемонстрировал адвокат Гаскарова Михаил Трепашкин. Теперь по делу значится 12 разбитых окон. Предположительные погромщики оставили 5 надписей на здании администрации. Чтобы замазать их, властям потребуется 95 тысяч рублей.

На пресс-конференции о Максиме Солопове почти не говорили, но много говорили об Алексее Гаскарове.

Михаил Трепашкин утверждает, что расследование, независимо от политических убеждений Гаскарова, ведется с нарушениями. Хотя во время налета никого не задержали, сообщил Трепашкин, именно поимка на месте и поимка по горячим следам – те основания, на которых задержали Солопова и Гаскарова через два дня после налета. Потом, в других бумагах, уже появились свидетели, утверждает Трепашкин. Они помнят лицо Гаскарова, но не помнят, во что он был одет – странная избирательность памяти, тем более, когда перед вами 90 человек, отмечает Трепашкин.

На пресс-конференции присутствовала мать Гаскарова. Рассказывая о давлении на ее семью со стороны милиции, она упомянула об одном из обысков, который был проведен на квартире, которую снимали для встреч Алексей Гаскаров и его друзья. Присутствовать при обыске ей не позволили. Она отметила, что, по словам хозяйки квартиры, которая все видела, сотрудники милиции действовали корректно. Были найдены три ножа, патроны от пневматическое оружие. «Статья будет по любому», – приводит слова следователя мать Гаскарова.

Гаскаров предположительно был связан с антифашистами. Однако Михаил Трепашкин утверждает, что из видеозаписей налета видно – его у здания химкинской администрации не было. Видеозаписи изъяли позавчера у «Коммерсанта», «Новой газеты» и «Свободной Прессы».

Гаскарову и Солопову грозит лишение свободы до 7-ми лет – по одному из пунктов части 2-ой 213-ой статьи. Речь идет о предварительном сговоре или организованной группе.

Трепашкин будет ходатайствовать об освобождении Гаскарова из-под стражи на время следствия при поручительстве депутата Госдумы от «Справедливой России» Олега Шеина.

Евгения Чирикова сказала, что понимает, почему атаковавшие Химкинскую городскую администрацию так поступили, разъяренные тем, что власть игнорирует мнение своих граждан. Впрочем, добавила Чирикова, она такие акции не поддерживает, и защитники леса, которых она представляет, будут действовать исключительно в рамках закона – "как в Европе".

В конце пресс-конференции милиционеры выход из здания, так что журналисты не могли какое-то время выйти, а служители закона увезли Евгению Чирикову на «девятке» бежевого цвета.

В Подмосковном ГУВД Чирикову допрашивали несколько часов в связи с нападением антифашистов на здание химкинской администрации. Вот что после допроса сказала Чирикова в интервью "Комсомольской правде": "На допросе меня пытались расспросить про нападение на администрацию, но поскольку я ничего не знала, я была в этот момент на вырубке в Вашутино, то я честно и сказала: я ничего не знаю про это". Между тем, добавила Чирикова, в милиции предполагают, что она сможет кого-то опознать.

XS
SM
MD
LG