Линки доступности

Отступление из Херсона: Россия сдаёт «свои» территории


Эксперты – об очередном жесте «доброй воли» со стороны Москвы в ходе войны с Украиной

Российские войска приступили к оборудованию оборонительных рубежей на севере аннексированного Крыма и в Херсонской области в районе города Геническ, сообщают в четверг, 10 ноября, СМИ, что подтверждается спутниковыми снимками.

Напомним, накануне министр обороны РФ Сергей Шойгу объявил об отводе российской армии из Херсона на левый берег Днепра. Своё решение он обнародовал после доклада нового командующего объединенной группировкой российских войск в Украине генерала «товарища» Сергея Суровикина о положении дел. Как надо понимать, безнадежном.

Обосновывая своё решение, Шойгу сказал, что оно продиктовано в первую очередь заботой о сохранении жизней российских военнослужащих и местного мирного население, которое предварительно в большом числе уже было депортировано из Херсонской области.

Ранее в области, как и других оккупированных территориях Украины, Москва провела «референдумы», и официально объявила эти земли российскими, а Путин пообещал защищать их всеми средствами.

Министр обороны России в своем выступлении также акцентировал внимание на больших потерях среди украинских военных, умолчав про то, как с этим обстоит дело во вверенной ему армии.

Между тем глава Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США Марк Милли в среду заявил со ссылкой на данные Пентагона, что российские вооруженные силы потеряли в Украине свыше 100 тысяч солдат убитыми и ранеными. Милли также предположил, что ВСУ несут аналогичные потери.

Точность такой информации в условиях войны невозможно проверить досконально.

Президент США Джо Байден также в среду заявил, что приказ Кремля об эвакуации войск с правого берега Днепра показал «реальные проблемы» Москвы с армией. Кроме того, Байден выразил сомнение, что Киев после этого будет готов пойти на компромисс с Россией в смысле заключения мирных соглашений.

«Общественное мнение устало от бойни»

Это вынужденная мера, какими бы словами министр обороны Шойгу ни пытался прикрыться, уверен старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир (США) Андрей Колесников. По его мнению, российские войска решено переправить на левый берег Днепра, чтобы спасти их от физического уничтожения в результате наступления ВСУ.

«Конечно, выкрутиться в такой ситуации непросто, и аргумент министра обороны, апеллирующего к гуманизму, выглядит откровенно слабо, – добавил он. – Тогда, по идее, следующим шагом должен отвод российских войск со всех захваченных украинских территорий, включая Донбасс, где продолжают массово гибнуть военные, в том числе и недавно мобилизованные. Но к этому в Кремле пока явно не готовы».

Вместе с тем понятно, что к такому развитию событий в Москве готовились довольно давно, уточнил Андрей Колесников: «Похоже, отсюда и параллельный трэк словесной артподготовки из уст Марии Захаровой (официального представителя МИД РФ), прозвучавший упреждающе, еще до выступления Сергея Шойгу: мы, мол, всегда были готовы к переговорам и сейчас к ним готовы… В практическом смысле это заявление ровным счетом ничего не значит, но тем не менее для событий вокруг Херсона является как бы дополнительной виньеткой, помогающая понять, в каком трудном положении оказался Кремль».

Напомним, российские официальные лица, проводя в регионе незаконный «референдум», твердо обещали, что Россия здесь «на века». В случае реального отвода российских войск за Днепр около половины территории Херсонской области окажется под контролем Украины.

Теперь много будет зависеть от того, насколько убедительно отход из Херсона пропаганда сумеет объяснить населению, полагает эксперт Фонда Карнеги. «Скорее всего, это преподнесут как проявление доброй воли либо как чисто военный маневр, необходимый, чтобы накопить силу, а потом обратно отбить Херсон как столицу херсонской «республики», – рассуждает он. – Как представляется, общественное мнение настолько устало от бойни – это касается даже тех, кто поддерживал Путина и до известной степени агрессию, – что серьезных издержек Кремлю это не принесет. Всем хочется возвращения к нормальной жизни».

Так что эпизод для властей малоприятный, но, думается, он не повлияет радикально на рейтинг Путина, резюмировал Андрей Колесников.

«Херсон изначально был той фигурой, которой Россия готова пожертвовать в случае необходимости»

Это не похоже на паническое бегство вроде харьковского, но все равно – очередное отступление российских войск под натиском украинской армии, получившей в своё распоряжение современные образцы вооружения, в свою очередь, констатировал политолог Андрей Окара. При этом, по его словам, общий тон комментариев в Киеве пока воздержанный, поскольку «от врага можно ждать подвоха».

«Действительно, заявление Шойгу еще не означает, что все российские военные вдруг телепортируются из Херсона, на это потребуется время, –уточнил собеседник «Голоса Америки». – Так что торопиться с выводами не стоит. В этом решении просматривается и политический аспект. Так или иначе, логика событий разворачивается по отношению к саммиту «Большой двадцатки», который пройдет 15 ноября. Уже известно, что от России на него поедет не Путин, а Лавров. По логике, Москва к этому дню постарается выстроить систему своих переговорных требований (к Киеву)».

Еще до проведения так называемых референдумов на оккупированных украинских территориях было понятно, что Херсон – это не то, за что Кремль «будет держаться зубами», подчеркнул политолог: «Херсон изначально был той фигурой, которой Россия готова пожертвовать в случае необходимости. Так оно и случилось. Херсон был нужен в качестве плацдарма для дальнейшего похода на Николаев, блокады Одессы и наступления на Приднестровье. Когда это стало невозможным, роль Херсона оказалась контрпродуктивной, потому что у России на правом берегу Днепра образовалась уязвимая с точки зрения снабжения военная группировка».

Теперь российские власти приложат максимум стараний с тем, чтобы попытаться получить максимальную цену за сдачу Херсона, предположил Андрей Окара: «Мол, видите, мы первыми сделали шаг доброй воли, показали свою договороспособность, поэтому предлагаем прекратить войну, исходя из существующих реалий... Похоже, что российская переговорная позиция исходит из того, что мировое сообщество должно “схавать” подобную логику Кремлю и согласиться на необходимость некого компромиссного решения».

Одновременно в стратегическом смысле сдача Херсона – важное событие, заметил политолог.

«То, что российская армия отходит на левый берег, очень низкий в отличие от правого, является некоторой гарантией того, что Россия все-таки не взорвет Каховскую ГЭС. Следовательно, не будет экологической катастрофы и атомной, потому что взрыв Каховской ГЭС повлек бы за собой катастрофу на Запорожской АЭС. В то же время, думаю, у Путина после отступления может появиться желание если не применить ядерное оружие (в Украине), то использовать его как инструмент шантажа», – заключил Андрей Окара.

XS
SM
MD
LG