Линки доступности

Иан Келли: президент Обама заинтересован в равноправном сотрудничестве с Россией


Как заявил пресс-секретарь Госдепартамента Иан Келли, над американо-российскими отношениями «еще предстоит поработать», прежде чем они выйдут на уровень стратегического партнерства. «Когда российские лидеры говорят о сотрудничестве с Западом и, в частности, с Соединенными Штатами, они постоянно подчеркивают необходимость выстраивать отношения на равноправной основе, – констатировал Келли, выступая в Нью-Йорке. – К этой цели стремится и президент Обама».

Выступление Иана Келли, состоявшееся в Гарримановском институте Колумбийского университета, представляло собой своеобразный обзор американской политики по отношению к России. По его словам, для администрации Барака Обамы российское направление внешней политики важно, в частности, в силу геостратегического положения России и ее ядерных арсеналов, а также из-за членства России в ключевых международных организациях – в том числе в Совете Безопасности ООН, где она обладает правом вето.

Кроме того, к приоритетам президента Обамы относятся ядерное разоружение и укрепление режима нераспространения ядерного оружия. Достижение этих целей невозможно без взаимодействия с Россией, , подчеркнул Иан Келли.

Келли перечислил направления, по которым сотрудничество США и России развивается наиболее успешно, а интересы обоих государств совпадают. Это Афганистан («наш успех в Афганистане соответствует национальным интересам России»), Северная Корея («Россия не заинтересована в том, чтобы Северная Корея была ядерной державой»), новое соглашение о стратегических наступательных вооружениях («мы ведем интенсивную работу, чтобы подписать новый документ в декабре текущего года») и нераспространение ядерного оружия («США оказывают содействие России в рамках программы Нанна-Лугара по совместному сокращению ядерной угрозы»). К перспективным направлениям сотрудничества Иан Келли причислил также развитие системы противоракетной обороны на многосторонней основе.

По словам пресс-секретаря Госдепартамента, в отношении Ирана интересы США и России и совпадают, и расходятся. «И мы, и русские заинтересованы в том, чтобы Иран не стал обладателем ядерного оружия, – сказал Келли, – но у нас разное видение того, как эта цель может быть достигнута». Россия считает санкции контрпродуктивными и выступает за вовлечение Ирана в переговоры, в то время как администрация Обамы, по словам Келли, «со всей серьезностью относится к переговорам», но готова прибегнуть и к другим мерам.

Иан Келли подчеркнул также, что по некоторым вопросам между США и Россией сохраняются фундаментальные разногласия. «Мы отвергаем сферы влияния как таковые, – сказал он. – Мы не принимаем изменение в одностороннем порядке границ Грузии и поддерживаем территориальную целостность и суверенитет этой страны». В то же время Келли отказался назвать присутствие российских войск на территории Абхазии и Южной Осетии «оккупацией».

Келли назвал «неприемлемым» насилие по отношению к правозащитникам и журналистам, которое в России зачастую остается безнаказанным. Он отметил, что Вашингтон будет, как и прежде, выражать озабоченность в связи с нарушениями прав человека. По словам пресс-секретаря Госдепартамента, стремление к взаимодействию с Россией не означает, что США отказываются от поддержки демократии.

Другое дело, что администрация Обамы использует для достижения этой цели новые подходы. «Мы пришли к выводу, что политика изоляции, критики и выговоров, которую проводила прежняя администрация, не приносила результатов – не только в отношении России, но также в отношении Ирана и Северной Кореи, –пояснил Иан Келли. – Мы будем продолжать поддерживать демонстрантов в Иране, требующих честных выборов. Мы будем выступать, когда в Чечне убивают правозащитников. Но мы думаем, что наша политика вовлечения России в диалог может быть более эффективной».

Иан Келли рассказал и о том, что 13-14 октября начнет работу двусторонняя президентская комиссия, о формировании которой было объявлено во время визита президента Обамы в Москву. Одна из рабочих групп этой комиссии будет заниматься развитием гражданского общества. С американской стороны эту рабочую группу возглавил советник президента Обамы, директор по делам России и Евроазиатского региона Совета национальной безопасности США Майкл Макфол, а с российской – первый заместитель руководителя администрации президента РФ Владислав Сурков. Многие эксперты в области общественных отношений относятся к Суркову с недоверием, а группа известных правозащитников прошлым летом даже направила президенту Медведеву письмо с просьбой снять Суркова с поста главы комиссии по гражданскому обществу. Медведев на эту просьбу не ответил. Отвечая на вопрос Русской службы Голоса Америки, Иан Келли сказал, что не знаком с письмом правозащитников. «Мы считали важным, чтобы эту комиссию возглавил сотрудник президентской администрации, и выбор пал на Суркова, – сказал пресс-секретарь Госдепартамента. – Я понимаю, что это противоречивая фигура. Ведь это он придумал термин «управляемая демократия», являющийся оксимороном. Но наша цель – сделать работу комиссии результативной, а в этом смысле он – как сотрудник президентской администрации – может быть полезен».

Иан Келли высоко отозвался о недавних выступлениях Медведева, в частности, о его статье «Вперед, Россия!», в которой российский президент говорил о необходимости перехода от сырьевой экономики к инновационной, об искоренении коррупции и отказе от патерналистских настроений в обществе.

Отвечая на вопрос одного из слушателей, Иан Келли дал понять, что из двух российских лидеров – Владимира Путина и Дмитрия Медведева – Соединенные Штаты отдают предпочтение последнему. «Владимир Путин много сделал для своей страны, – сказал пресс-секретарь Госдепартамента. – Существуют разные мнения, даже в самом Госдепартаменте, о том, каким Путин видит развитие России. То, что он избрал своим приемником Дмитрия Медведева, говорит о том, что он понимает необходимость новых подходов к решению проблем страны. Готов ли он полностью отказаться от власти – это другой вопрос. У него и у Медведева, определенно, разные инстинкты».

Иан Келли признал, что развитию двусторонних отношений с обеих сторон мешает инерционное мышление. В частности, он назвал все еще действующую поправку Джексона-Вэника «динозавром и альбатросом на нашей шее» и сказал, что администрация Обамы будет добиваться ее отмены Конгрессом. Однако, добавил он, «с этим придется подождать, так как у нас сейчас другие приоритеты в Конгрессе».

Иан Келли приветствовал создание в Конгрессе кокуса по России и выразил надежду на то, что отношения между двумя странами будут развиваться не только на правительственном, но также на парламентском и на деловом уровне.

До своего назначения на пост пресс-секретаря Иан Келли возглавлял в Госдепартаменте отдел, занимающийся Россией, а до этого, в 1990 годы, был директором Отдела демократических инициатив в бывшем Советском Союзе. Он также работал помощником культурного атташе в Москве и Ленинграде в период перестройки. До начала своей дипломатической карьеры Иан Келли преподавал русский язык в Колумбийском университете.

XS
SM
MD
LG