Линки доступности

Казахская диаспора США: традиции и перспективы


Этническое многообразие американского общества давно уже вошло в поговорку. И не секрет, что значительное место в этом спектре занимают народы бывшего СССР. Что представляют собой сегодняшние этнические диаспоры? Как они формируются? Как взаимодействуют с исторической родиной? Что происходит с этническими культурами в условиях американского многообразия – «diversity»? Русская служба «Голоса Америки» решила обратиться с этими вопросами к основателю и президенту Ассоциации казахов в Америке (Kazakh American Association) Дархану Нурмагамбету.

Алексей Пименов: Дархан, хорошо известно, что США – страна почти беспрецедентного этнического многообразия. Какое место занимают в этом многообразии казахи? И прежде всего: сколько этнических казахов проживает в США?

Дархан Нурмагамбет: Точной информации на этот счет пока нет, но по предварительным данным – около сорока тысяч. В основном, это представители большой – третьей по счету – волны казахской эмиграции, начало которой приходится уже на постперестроечный период. А точнее – на период, начало которому положило обретение Казахстаном независимости, когда были открыты границы, и у людей появилась возможность свободно передвигаться – и в поисках работы, и для того, чтобы устроить свою личную жизнь.

А.П.:
А сколько всего было волн казахской эмиграции?

Д.Н.:
Таких больших волн, как, скажем, у русской эмиграции, у нас в прошлом не было –хотя бы потому, что Казахстан, как известно, расположен далеко от морских портов… А ведь первая, послереволюционная эмиграция была прежде всего водной. И все-таки все началось именно тогда – после революции, а еще больше потом, когда началось раскулачивание, когда начали забирать земли… Люди уходили с насиженных мест – в Афганистан, в Турцию – а оттуда во Францию, в Германию. А затем – кое-кто – и в США… Правда, есть сведения, что первые казахи попали в Америку раньше – еще в семидесятых годах девятнадцатого века. Но то были лишь единичные случаи.

А.П.:
Итак, это была первая волна. А вторая?

Д.Н.:
Вторая относится уже к периоду после Второй мировой войны. В ту волну были вовлечены многие европейские казахи – причем оказались они по разные стороны фронта. И после окончания войны – многие были вынуждены уехать в США. А затем пришла и третья волна – после перестройки, а затем и распада Союза. После открытия границ…

АП:
Что происходит с казахской культурой в США?

Д.Н.:
Знаете, это и была одна из причин, побудивших нас создать нашу организацию – не потерять нашу культуру, не раствориться в этом плавильном котле… Сохранить язык и традиции. В Америке есть несколько казахских культурных обществ – есть на западе, есть в Нью-Йорке. А мы решили объединить восточную часть. Поддерживая, конечно, связь с другими организациями… Создать школы по изучению казахского языка и культуры – как для детей, так и для взрослых…

А.П.: Удалось ли вам реализовать ваши планы?

Д.Н.: У нас уже есть классы, где применяются, в частности, интерактивные методы обучения. Существуют курсы при посольстве… А кроме того, мы планируем открыть свою школу – здесь на Восточном побережье, в Вашингтоне. Школу, где обучали бы не только языку, но и истории Казахстана, его культуре. Где были бы и классы казахской кухни и традиционных промыслов…

А.П.:
Как взаимодействует казахская диаспора с Республикой Казахстан?

Д.Н.: У нас очень хорошие отношения с посольством, и это помогает нам решать наши задачи. Нам оказывают, в частности, большую информационную поддержку. Проводим мы и совместные мероприятия: День Республики а также, разумеется, и Наурыз – день весеннего равноденствия. Это сотрудничество очень важно для нас – ведь сделать нам предстоит еще очень много.

  • 16x9 Image

    Алексей Пименов

    Журналист и историк.  Защитил диссертацию в московском Институте востоковедения РАН (1989) и в Джорджтаунском университете (2015).  На «Голосе Америки» – с 2007 года.  Сферы журналистских интересов – международная политика, этнические проблемы, литература и искусство

XS
SM
MD
LG