Линки доступности

Михаил Касьянов: «Утрачена вера в то, что выборы станут механизмом изменения ситуации»


Лидер ПАРНАС – о выборах в Госдуму и ситуации в стране

В России в разгаре предвыборная думская кампания, которая проходит под аккомпанемент скандалов. Так, в среду, 22 июня, подал в отставку председатель избирательной комиссии Московской области Ирек Вильданов, сообщают российские СМИ.

Причиной конфликта, как следует из распространенного накануне проекта постановления ЦИК, послужили недостатки, выявленные при подготовке и проведении выборов в Подмосковье. В документе также предлагается губернатору Мособласти Андрею Воробьеву («Единая Россия») не допускать вмешательства в деятельность избиркомов всех уровней со стороны областных органов госвласти и местного самоуправления.

Такого прецедента в истории российских выборов еще не бывало. Эксперты связывают его с тем, что ЦИК с нынешнего года возглавила бывший омбудсмен Элла Памфилова.

О том, зачем власти понадобилась в канун выборов в Госдуму назначать на столь ответственный пост непредсказуемую правозащитницу, о специфике нынешней избирательной кампании, а также о том, какие планы у «Партии народной свободы» (ПАРНАС) на текущий сезон, Русская служба «Голоса Америки» побеседовала с председателем партии, экс-премьер-министром РФ Михаилом Касьяновым.

Выдвижение на пост главы ЦИК Эллы Памфиловой он рассматривает как позитивный фактор, хотя и не влияющий на ситуацию кардинально.

«Конечно, один человек не может изменить систему, работающую на то, чтобы сделать такие результаты, которые требуются власти, – пояснил лидера ПАРНАСа. – Безусловно, Памфилова смотрит на избирательный процесс по-иному, нежели Чуров (прежний глава ЦИК; назначен послом по особым поручениям министерства иностранных дел России.). Поэтому в общем контексте возникает какой-то элемент честности, и в этом состоит позитив. Но думаю, что он не будет играть определяющую роль».

По мнению Михаила Касьянова, участие ПАРНАС в выборах, что происходит впервые, также привносит элементы новизны, открытости и свободы.

«Но эти маленькие вкрапления позитивности с лихвой компенсируются огромным негативом, – уточняет он. – Госдумой опять приняты поправки, фактически ведущие к усложнению системы наблюдения на выборах. Наблюдателям теперь запрещают перемещаться с участка на участок, требуют регистрации за три дня. Тем самым власти показывают, что они боятся независимого ока – людей, которые способны освещать те или иные безобразия, которые могут твориться на участках».

В ходе предвыборной кампании против лидера оппозиционной партии была организована целая череда провокаций, получивших широкое освещение в прессе. В Михаила Касьянова бросали тортом, распространяли в Интернете его фото с наложением прицела оптической винтовки, о нем снимали пошлые документальные фильмы и так далее. С однопартийцами Касьянова обходились еще жестче. Он убежден, что преследованием его самого и активистов ПАРНАСа руководит власть.

«У меня в этом нет никаких сомнений, – констатирует глава ПАРНАСа. – Вопрос даже в другом. Те люди, которые следуют за мной по пятам по всей стране, – а их человек двадцать! – получают командировочные, билеты, подолгу живут в тех же гостиницах, где останавливаюсь я с помощниками. Наши активисты рассказывали, что они приезжают за два-три дня до нашего приезда, пьют, гуляют, а потом остаются и продолжают кутить. Все это, замечу, на государственные средства».

Михаил Касьянов рассказал, что партии хотелось бы сформировать бюджет на рекламные цели размером хотя бы в сто миллионов рублей, но бизнесмены, готовые к спонсорству, испытывают серьезное давление со стороны властей.

«Люди очень боятся, – заметил он. – В этом и есть причина того, что наш рекламный бюджет весьма ограничен. Создание атмосферы страха – один из основных инструментов политики Кремля. Людей каждый день так или иначе пугают. И многие боятся: дай бог, кто узнает, весь бизнес отберут».

По словам политика, это лишнее свидетельство того, что выборы в России не являются ни честными, ни свободными.

«Поэтому граждане довольно индифферентны к выборам, меньше 50 процентов говорят, что пойдут голосовать в сентябре, – резюмирует он. – Утрачена вера в то, что выборы станут механизмом изменения ситуации. В этом проблема».

А мы хотим убедить людей в обратном, заключил лидер ПАРНАСа.

XS
SM
MD
LG