Линки доступности

Михаил Касьянов: мы готовы к объединению с «Яблоком»


Михаил Касьянов
Михаил Касьянов

ПАРНАС готов слиться с «Яблоком», но на равных условиях

МОСКВА – Более 130 человек собрались в День Российской Конституции на заседание «Круглого стола 12 декабря». Мероприятие проводилось по инициативе председателя Московской Хельсинской Группы Людмилы Алексеевой, художника-мультипликатора Гарри Бардина и профессора Андрея Зубова.

В Кругом столе приняли участие общественные деятели, деятели науки и культуры, журналисты, правозащитники, представители политических партий. Представители гражданского общества обсудили сложившуюся после выборов Госдумы ситуацию в стране, постарались наметить основные пункты общественно-политической повестки для гражданского общества и политических сил, представляющих интересы граждан, стоящих за европейский выбор, включая борьбу за права граждан и участие в предстоящих выборах.

В соответствии с повесткой предварительно был выработан проект заявления, который, впрочем, в ходе дальнейших дискуссий было решено кардинально переписать.

На заседании было много ярких выступлений по самым разным темам. Так, сразу от нескольких человек поступило предложение о необходимости объединения двух партий – «Яблока» и «Парнас». За скорейшее начало переговоров об объединении ПАРНАСа и «Яблока» высказались профессор-историк Андрей Зубов, правозащитник Лев Пономарев, один из лидеров движения Солидарность Михаил Шнейдер, бывший министр экономики РФ Андрей Нечаев и ряд других.

Председатель «Партии народной свободы» Михаил Касьянов поддержал инициативу коллег: «Мы в ПАРНАСе готовы к таким переговорам, и к объединению в одну партию», — подчеркнул он.

По окончании заседания корреспондент Русской службы «Голоса Америки» взял эксклюзивное интервью у председателя ПАРНАСа.

Виктор Владимиров: Михаил Михайлович, это осознанное решение?

Михаил Касьянов: Безусловно. Осознавая, что происходит в стране и куда она движется, мы, конечно, понимаем свою ответственность за то, что не объединились раньше, хотя и предпринимали такие попытки. И сегодня я вновь повторяю: мы готовы к любому виду взаимодействия вплоть до объединение в одну политическую партию.

В.В.: А насколько готовы к этом ваши оппоненты?

М.К.: Это вопрос, скажем так, общего осознания ситуации. Повторю: у нас нет никаких предвзятостей, никаких предубеждений. Есть понимание, что мы должны объединяться на равных. Поэтому неважно, что у партий разные структуры управления и так далее – это уже техника переговоров. Мы должны объединить демократические силы, которые, в свою очередь, должны защищать тех людей, которые исповедуют демократические принципы.

В.В.: То есть вы надеетесь найти общий язык с Григорием Явлинским?

М.К.: Надеюсь, да. И с ним, и со всей партией. У них большой управляющий орган. Разумеется, я пока не знаю, как все будет развиваться дальше. Но общественность хочет такого объединения и однозначно требует его. У нас скоро пройдет съезд, где состоится обсуждение этого вопроса. Я уверен, что съезд ПАРНАС примет решение в пользу объединения, даст соответствующие полномочия для этого и одобрит принципиальный подход по созданию единой партии.

В.В.: Как вы оцениваете состояние страны после прошедших выборов в Госдуму?

М.К.: Главная проблема – отсутствие надежды у людей, полный пессимизм у граждан. В связи с тем, что власть превратила выборы в это раз просто в имитацию, а урны для голосования – они никаким образом не были связаны с протоколами. Тем не менее, главная проблема, что мы (в ходе предвыборной кампании) не сумели создать реальную демократическую волну. Граждане не связали свои надежды с тем, что мы вошли в эти выборы. Если бы мы объединились тогда, а мы к этому призывали и говорили о своей готовности, все могло пойти по-другому. Если бы мы создали демократическую волну, то есть объединились и подняли всех на эти выборы, люди пришли бы голосовать и не позволили бы власти поступить с нашими голосами так, как они поступили. И то, что пришла голосовать всего одна треть граждан, это самая низкая из всех явок, которые были прежде. Эта демонстративная пассивность, особенно в крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге и других – говорит, что мы несем серьезную ответственность за то, что не смогли вдохновить, мобилизовать своих сторонников. Но я не буду сейчас перечислять всех проблемы, с которыми мы столкнулись. Их много. Сегодня, безусловно, требуются перемены, требуются изменения, требуются продуманные действия с нашей стороны для того, чтобы дать людям надежду.

В.В.: Некоторые оппоненты говорили, что ваша предвыборная кампания была построена не лучшим образом.

М.К.: Мы же не имеем государственного финансирования. И объемы финансирования, которые были собраны нами с помощью граждан, были минимальными. Поэтому сравнивать нашу кампанию с другими некорректно. Мне кажется, что на этом фоне она была все же достаточно эффективной. Но конечно, масштаб был относительно невелик. Поэтому мы присутствовали на улицах гораздо меньше. Безусловно, проблема были и они остаются. И это ожидаемо.

В.В.: В стране назрели радикальные реформы в экономике. Нынешние власти в состоянии провести их?

М.К.: Нет, не в состоянии. Любые реформы – это риски. А в Кремле на них ни за что не пойдут из-за опасений утратить власть.

XS
SM
MD
LG