Линки доступности

Петербуржцы против имени Ахмата Кадырова в топонимике города


Жители города на Неве предпочли бы назвать мост именем Петипа, Монферрана, Бродского или Виктора Цоя

В Санкт-Петербурге не стихают споры вокруг моста через Дудергофский канал на юго-восточной окраине города. 30 мая Топонимическая комиссия большинством голосов вынесла решение присвоить этому мосту имя Ахмата Кадырова. Это постановление возмутило градозащитников, краеведов, оппозиционно настроенных депутатов Городского Законодательного собрания и множество рядовых петербуржцев. В короткие сроки они собрали в Интернете более 80 тысяч подписей против увековечивания имени Ахмата Кадырова на карте города.

Вечером 6 июня по инициативе петербургского отделения «Открытой России» и двух депутатов городского парламента – Ольги Галкиной и Максима Резника – на Марсовом поле состоялся санкционированный общегородской митинг против «моста Кадырова». Участники акции и сотрудники правоохранительных органов, следивших за соблюдением порядка, называли разное количество пришедших на митинг – от четырехсот до двух тысяч человек.

Перформанс с вариантами названия моста
Перформанс с вариантами названия моста

Точное число участников определить невозможно, поскольку многие приходили затем, чтобы расписаться под обращением к губернатору, сфотографировать наиболее удачные плакаты и выставить их на своей странице в соцсетях. А через некоторое время на место ушедших приходили другие горожане, создавая тем самым своеобразную ротацию. Всего же митинг длился около двух часов.

«Кадыров - это имя страха и имя беззакония»

В самом начале акции ее ведущий Максим Резник напомнил пришедшим на митинг, что 6 июня – это день рождения Александра Пушкина, который «к Петербургу точно имел отношение». Депутат также процитировал строки из стихотворения «К Чаадаеву»: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!». Другой выступавший – бард Михаил Новицкий - прочитал стихотворение «Свободы сеятель пустынный…», выразив при этом уверенность, что слова «К чему стадам дары свободы?» к собравшимся на Марсовом поле не относятся.

Сопредседатель петербургского отделения «ПАРНАС», кандидат в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга при поддержке «Открытой России» Наталья Грязневич отметила: «Фамилия «Кадыров» в современной России ассоциируется не с героизмом. Кадыров – это имя страха и имя беззакония… Я считаю, что этим митингом мы должны громко сказать “нет” Смольному и повлиять на его решение. Еще не поздно» – уверена Грязневич.

После решения Топонимической комиссии депутат Городского Законодательного собрания Ольга Галкина, в избирательный округ которой входит Дудергофский канал, организовала сбор подписей горожан для того, чтобы безымянный до сих пор мост получил другое наименование. Кстати, участникам митинга было предложено выбрать один из наиболее популярных вариантов названия, либо предложить свой. В это связи большое внимание привлек перформанс одной молодой петербурженки, которая принесла с собой картонный макет моста, на который было нанесено несколько десятков имен, включая Мариуса Петипа, Огюста Монферрана, Иосифа Бродского и Виктора Цоя. Все они были тесно связаны с городом на Неве, и, по мнению пикетчицы, достойны того, чтобы их именем был назван мост.

«Кому-то нужно обострить социальную обстановку»

Тем временем, Ольга Галкина, обращаясь к собравшимся с трибуны, делилась догадкой: «Создается такое впечатление, что вся эта история больше похожа на взятку сыну (Рамзану Кадырову – А.П.), нежели на попытку увековечения памяти отца. Смольный пытается нас убедить, что “мост Кадырова” несет в себе символ мира, символ дружбы российских народов, – продолжила Галкина, – но, к сожалению, и Смольный не может это не знать, это решение вносит раскол в среду петербуржцев. И несет в себе шлейф политической провокации, причем – не с нашей стороны».

Депутат Государственной думы РФ первых трех созывов, петербургский правозащитник и художник Юлий Рыбаков в 90-е годы часто бывал в Чечне. В разговоре с корреспондентом «Голоса Америки» он сказал, что в то время ничего не слышал об Ахмате Кадырове. «Потом мне говорили, что он был одним из религиозных фанатиков, который объявлял газават России, российским солдатам и активно участвовал в военных действиях, вместе со своим сыном», – вспоминает Рыбаков.

Правозащитник и художник Юлий Рыбаков
Правозащитник и художник Юлий Рыбаков

Возвращаясь к теме митинга, он соглашается: «Да, действительно, Ахмат Кадыров не имеет никакого отношения – ни исторического, ни культурного, ни исторического – к нашему городу. И, безусловно, появление этого имени на карте нашего города – это нелепость, абсурд. А, может быть, и провокация. Потому что совершенно ясно, что реакция большинства жителей нашего города, даже тех, кто не пришел сегодня на митинг – отрицание такой возможности. А это означает, что возникает межнациональный конфликт. Может быть, кому-то просто нужно обострить социальную обстановку в нашем городе? И тогда становится понятно, зачем происходит это абсолютно необоснованное и идиотическое решение», – считает Юлий Рыбаков.

«Мы будем добиваться, чтобы с горожанами считались»

Впрочем, высказывались и иные точки зрения. Историк Лев Лурье, который сам не смог придти на Марсово поле, прислал митингующим свое обращение, которое зачитал Максим Резник: «Власть сделала все, чтобы объединить петербуржцев абсолютно разных, иногда – противоположных взглядов. “Почему мост Кадырова, а не Ахматовой, или Гумилева?”, – спросят одни. А есть те, кто прошел чеченские войны, и хотел бы упомянуть генералов Рохлина и Романова. Патриот мечтал бы увидеть на карте Петербурга мост Ермолова, демократ – Немцова или Политковской. Мы не разговариваем друг с другом из-за разного отношения к событиям на Украине. Сегодня мы вместе. Спасибо, Смольный!».

Альтернативный вариант названия "моста Кадырова"
Альтернативный вариант названия "моста Кадырова"

Кстати, среди плакатов, которые принесли с собой участники митинга, неоднократно встречались требования назвать мост именем Анны Политковской, Бориса Немцова или Натальи Эстемировой.

Вместе с тем, высказывались и опасения, что протестные действия не принесут никакого результата, поскольку на рабочем столе губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко уже лежит проект постановления с утверждением рекомендации Топонимической комиссии.

По этому поводу депутат Городского Законодательного собрания от фракции «Яблоко» Борис Вишневский в беседе с корреспондентом «Голоса Америки» заметил, что даже в этом случае точка в истории с названием моста через Дудергофский канал поставлена не будет. «Мы будем добиваться референдума, мы будем добиваться отмены этого решения тем или иным путем, мы будем добиваться изменения состава городского парламента на осенних выборах. И мы будем добиваться того, чтобы с горожанами считались, чтобы их мнение было определяющим при решении, в том числе, таких вопросов», – убежден Борис Вишневский.

Депутат городского Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский
Депутат городского Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский

Для организации референдума уже собрана инициативная группа. В ближайшие дни документы для его проведения будут поданы в Городскую избирательную комиссию, и если не будет обнаружено нарушений в оформлении бумаг, Горизбирком должен будет назначать дату проведения общегородского референдума об отношении горожан к решению Топонимической комиссии присвоить имя Ахмата Кадырова мосту через Дудергофский канал.

XS
SM
MD
LG