Линки доступности

Русскому камерному хору Нью-Йорка 25 лет


«Наводить культурные мосты между США и Россией» – так определил миссию Русского камерного хора Нью-Йорка его основатель и руководитель, композитор и дирижер Николай Качанов. В этом году хор, на две трети состоящий из американцев, отмечает свое 25-летие.

Четвертьвековой юбилей Русский камерный хор отмечает серией концертов, одним из которых стало недавнее выступление с участием известного российского баса Александра Киселева на благотворительном вечере, организованым Православным Орденом госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского. Эту организацию возглавляет графиня Татьяна Николаевна Бобринская.

На концерте хор под управлением Качанова исполнил русскую классику и народные песни, однако в репертуар коллектива входит также американская и европейская музыка, и композиции, написанные специально для него. Единственное, что хор никогда не исполняет, так это военную музыку. «Ее уже столько напели русские на Западе, что мне всегда хочется показать другую сторону нашей культуры, – сказал в интервью «Голосу Америки» Николай Качанов, – больше доброты, тепла, ласки, сердечности».
Николай Качанов, уроженец Барнаула и выпускник Новосибирской консерватории, переехал в США в 1981 году с мечтой о создании хора, который стал бы «маленьким кусочком фантастической, еще не существующей России – где всем все можно, где всем открыты двери, где нет никакой дискриминации, где нужен только талант и голос».

«Когда я приехал в Америку, у меня было страстное желание поделиться нашей культурой, – вспоминает он. – Уровень знаний тогда был ужасный – здесь практически ничего не знали, кроме «Очи черные» и нескольких песен в исполнении Ансамбля Красной Армии».

«Надо сказать, что американская аудитория – феноменально благодатная почва, – продолжил Качанов. – Не потому, что я их к этому вынудил своими концертами, а потому что они открыты к этому». За прошедшие четверть века Русский камерный хор показал американцам и произведения неизвестных здесь современных композиторов, и никогда доселе не исполнявшиеся в Америке православные песнопения.

По словам Качанова, он, еще работая в Новосибирской консерватории, заинтересовался древними русскими распевами, что стало одной из причин, заставивших его уехать в США. «Я открыто поддерживал церковь и, как мне было сказано, не соответствовал облику советского преподавателя», – поясняет он.
Реализовать свои планы Николаю Качанову удалось уже в Нью-Йорке. «Многие мои первые программы здесь были посвящены древним распевам», – вспоминает он. Вскоре после начала его творческой деятельности в США сюда приехала большая группа высокопоставленных священников, включая Митрополита Филарета и Епископа Гидеона из Новосибирска, которого Качанов хорошо знал лично.

«Мы для них устроили такой полусекретный концерт», – рассказывает музыкант. Прозвучавшие в исполнении нью-йоркских хористов произведения российским священнослужителям оказались неизвестны. Качанов вспоминает, что подарил гостям кассеты с этой программой, которые, как ему позднее стало известно, они отнесли в Кремль, где сказали, что «в Америке поют нашу музыку, которую нам исполнять нельзя». «Через год-полтора в Загорске вышла кассета с подобными песнопениями, – говорит Качанов. – А потом появился (Анатолий) Гринденко (регент хора Московской патриархии), и я понял, что теперь дело в надежных руках».

Николай Качанов также с благодарностью вспоминает, что в 1980-е годы сделанные им записи духовной музыки звучали в передачах отца Виктора Потапова на «Голосе Америки». И это не единственный случай, когда эта радиостанция сыграл определенную роль в творческой жизни Русского камерного хора Нью-Йорка. «Однажды я участвовал в радиопередаче «Голоса Америки», – вспоминает Качанов. – И я жаловался, что здесь не знают таких выдающихся деятелей музыкальной культуры России, как Владимир Николаевич Минин, как Георгий Свиридов. Я говорил, что у меня нет нот, что бы исполнять здесь его произведения. Так как мы уехали со скандалом, я не смог ничего вывезти, и не хотел просить друзей, опасаясь их подвести. Тогда же был “железный занавес”. Оказалось, что эту передачу услышали и Свиридов, и Минин. Свиридов собрал свои ноты, передал их Минину, и тот при первой возможности, когда он приехал в Америку, сразу меня нашел и передал их мне. И с тех пор мы поем Свиридова».

Качанов ни разу не возвращался на Родину с тех пор, как переехал в США. «Я очень хочу поехать в Россию, – сказал Качанов. – Но не как турист, а с хором». По его словам, однажды хор получил приглашение от Московской консерватории, но не смог его принять по финансовым соображениям. Дело в том, что Русский камерный хор Нью-Йорка остается любительским коллективом.

«Вернее, полупрофессиональным», – поправил корреспондента «Голоса Америки» Николай Качанов, беседуя после концерта. «Когда я устраиваю прослушивания, – рассказал он, – потенциальные участники хора должны уметь петь с листа. Это “любители”, которые могут взять партитуру и сыграть с листа на рояле. Практически все они имеют профессиональное музыкальное образование, но, как это принято в Америке, все они работают на других работах – кто в оффисе, кто строителем или инженером. Хор любительский в том смысле, что его участники не получают зарплату, но он профессионален в смысле понимания материала и отношения».

Хор, по словам Качанова, держится на энтузиазме участников и его супруги Тамары, которая, также будучи профессиональным музыкантом, взяла на себя функции администратора. И, хотя любительский статус коллектива в определенном смысле ограничивает его возможности, Качанов видит в этом и немалые преимущества. «Дело в том, что профессиональная жизнь обязывает к бесконечному повторению одного и того же, – заметил он. – У нас каждая программа практически новая. Это дает возможность исполнять новую, разную музыку. У нас нет никаких директоров, которые давали бы указы. Мы в этом отношении очень счастливы, и я судьбой, конечно, доволен».

В состав хора входит 30 человек, но когда исполняется опера, он расширяется до шестидесяти. Сегодня детище этого сибиряка в Нью-Йорке, несмотря на название, – американский хор, хотя многие из его участников-американцев не только интересуются русской культурой, но и говорят по-русски. «Они умеют отделить социально-политические моменты от культуры», – говорит Качанов о хористах.

Русский камерный хор регулярно выступает в «Карнеги-холле» и на других престижных площадках Нью-Йорка в концертах с участием таких прославленных дирижеров, как Валерий Гергиев, Питер Тиборис, Владимир Спиваков и Леон Ботстейн. Критики неизменно дают высокие оценки хору под управлением Качанова.

В планах Русского камерного хора Нью-Йорка в этом юбилейном году – серия концертов под названием «Старый русский дух»; концерты, посвященные музыке из бывших советских республик, на которых будут исполнены произведения Родиона Щедрина, эстонского композитора Арво Пярта и аранжировки тувинских песен; концерт «Духовная музыка советского периода», на котором будут исполнены произведения, написанные «под тоталитаризмом», включая недавно обнаруженную композицию дирижера Большого театра 1930-х годов Николая Голованова, который в тайне писал церковную музыку, работы Альфреда Шнитке и других композиторов.

«Мы, наверное, выполняем здесь функции Русской филармонии», – сказал Качанов. Но не только: одной из своих целей он видит также восстановление творческой и исторической справедливости, уделяя особое внимание композиторам, чьи работы в советский период были забыты или вовсе потеряны.

XS
SM
MD
LG