Линки доступности

Кабардино-Балкария – новая горячая точка Кавказа


На фоне общей нестабильности на Северном Кавказе ситуация в Кабардино-Балкарии казалась относительно спокойной, пока в республике не прогремели взрывы ранним утром в среду 21 июля. Вооруженные стрелковым оружием и взрывчаткой боевики ворвались на Баксанскую ГЭС. Они устроили четыре взрыва, повредили оборудование в машинном зале и подожгли электростанцию. Погибли два милиционера, двое работников смены были избиты боевиками. Власти России уже охарактеризовали случившееся как теракт.

«В последнее время Москва уделяла повышенное внимание Чечне и Дагестану и почти не отслеживала ситуацию в Кабардино-Балкарии», – сказал «Голосу Америки» Пол Гобл (Paul Goble), специалист по этническим и религиозным проблемам Евразии. По его мнению, теракт на Баксанской ГЭС еще раз подчеркивает, что ситуация на Северном Кавказе гораздо более взрывоопасная, чем это хотят признать в Москве.

«В Кремле существует два основных подхода к решению проблемы Северного Кавказа – путем экономического развития и усилением репрессий, – продолжает Пол Гобл, – но пока Москва не преуспела ни в том, ни в другом направлении».

Кто стоит за организацией террора?

Эксперты соглашаются с тем, что за последние несколько месяцев обстановка в Кабардино-Балкарии заметно обострилась. Прежде всего, это связано с убийством руководителя ваххабитского подполья Кабардино-Балкарии Анзора Астемирова в марте этого года, а также c предстоящими в сентябре президентскими выборами. На фоне общей нестабильности в регионе усилилась напряженность в отношениях между кабардинцами и балкарами, а также между конкурирующими политическими кругами.

Как сообщают российские СМИ, ФСБ установила личности исполнителей терактов и уже вышла на след преступников. Согласно данным информационного агентства Life | News, организатором взрывов на Баксанской ГЭС является некий «Абдулла», предводитель бандформирования, ранее возглавляемого Анзором Астемировым.

Фатима Тлисова, стипендиат Национального фонда развития демократии (NED) и специалист по Северному Кавказу, считает, что в связи с убийством Астемирова произошла взлетная активизация подполья в Кабардино-Балкарии. «Если при Астемирове все команды исходили от одного командира и исполнялись четко всеми подразделениями подполья, то сейчас эта структура поломана, и определились два харизматичных лидера между балкарцами и кабардинцами», – говорит Тлисова.

Эксперт указывает, что Казбек Ташуев, кабардинец по национальности, один из лидеров исламистского подполья в Баксанском районе, противостоит балкарцу Аскеру Джаппуеву – тому самому «Абдулле», которого ФСБ подозревает в организации взрывов на ГЭС. По словам Тлисовой, хотя оба принадлежат одной организации – «Джамаат Ярмук», – тем не менее, они представляют два центра тяжести и способствуют усилению межэтнического противостояния в Кабардино-Балкарии.

Одновременно, отмечает Фатима Тлисова, действующий президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков сталкивается с серьезной конкуренцией со стороны силового блока, представленного начальником Департамента по противодействию экстремизму МВД России генерал-полковником милиции Юрием Коковым (ранее служившим заместителем министра внутренних дел Кабардино-Балкарии). «Противостояние блока Канокова и Кокова может усугубить ситуацию в стране», – констатирует эксперт.

Насколько другую версию выдвигает Пол Гобл: аналитик не исключает возможности участия российских силовых структур в организации взрывов. «Хотя нам не известны истинные организаторы взрывов, власти России могут быть заинтересованы в усилении контроля в Кабардино-Балкарии и имели прямое отношение к терактам», – резюмирует он.

Почему атаковали ГЭС?

В отличие от предыдущих терактов на Северном Кавказе, в этот раз объектом нападения стала ГЭС, а не гражданское население или представители силовых структур. Однако, по словам Фатимы Тлисовой, если проследить ситуацию в Кабардино-Балкарии за последние несколько лет, то почти все атаки подполья совершались против силовых структур, правоохранительных органов или принадлежали армии. «За все это время не было нападения ни на один гражданский объект», – отмечает она.

Как полагает эксперт, причиной этому служит установка Астемирова на то, что мирное население не должно стать жертвой конфронтации между подпольем и российскими властями. «Видимо, эта установка продолжает оставаться до сих пор», – говорит Фатима Тлисова.

Реакция Москвы

Аналитика фонда «Джеймстаун» Валерия Дзуцева удивляет первая реакция главы Северокавказского федерального округа Александра Хлопонина, когда тот призвал местных казаков содействовать установлению общественного порядка в республике. «Я ожидал от российского руководства более разумного решения ситуации, – объясняет он свою реакцию. – Такое заявление Хлопонина неизбежно приведет к обострению межэтнических отношений между казаками, кабардинцами, балкарцами и всеми остальными».

По словам Фатимы Тлисовой, дальнейшую реакцию Москвы на обостряющуюся обстановку к Кабардино-Балкарии предсказать несложно. «Реакция со стороны Кремля будет такой же, как и во времена Сталина и НКВД: участятся репрессии, зачистки, аресты и пытки в Баксане», – сообщает эксперт.

XS
SM
MD
LG