Линки доступности

Юли Розите: «Кино Балтии обретает четкие контуры»


Кадр из кинофильма «Моя любовная история с женитьбой»
Кадр из кинофильма «Моя любовная история с женитьбой»

В Нью-Йорке открывается 5-й кинофестиваль стран Балтии

В Нью-Йорке 2 ноября начинает работу 5-й ежегодный кинофестиваль стран Балтии (NYBFF), который пройдет в гибридном формате. Премьерные показы новинок из Эстонии, Латвии и Литвы пройдут в культурном центре Scandinavia House на Парк-авеню. Виртуальные пакеты фильмов станут доступны онлайн 4 ноября. Фестиваль завершится 13 ноября. Почти все картины представят их создатели.

Фестиваль откроется анимационной лентой режиссера Сигне Баумане «Моя любовная история с женитьбой» (My Love Affair With Marriage), снятой совместно США, Латвией и Люксембургом). Это преимущественно рисованная анимация, основанная на мотивах биографии самого режиссера и пронизанная самоиронией. История формирования личности юной девушки Зельды, открывающей мир любви в эпоху советского застоя, переплетена с «мини-лекциями» по нейрохимии и пародийными нравоучениями.

Режиссер-аниматор и художник Сигне Баумане родилась в Латвии, закончила философский факультет МГУ, а в середине 90-х уехала в США и живет в Бруклине. Ее полнометражный анимационный дебют «Камни в моих карманах» (Rocks In My Pockets) вышел на экраны в 2014 году и получил несколько фестивальных призов. Это история жизни женщин из семьи Сигне, полная лишений, отчаяния и депрессий. Эта картина также будет показана на нынешнем фестивале.

Как отмечает директор программ Юли Розите (Jule Rozite), нынешняя главная тема фестиваля «Прошлое или настоящее» вдохновлена бурной эмоциональной реакцией стран Балтии на агрессию России против Украины.

«Когда началась война, – говорится далее в заявлении Розите, – восточные европейцы и многие из нас единодушно испытали диссонанс от того, как мгновенно переплелись прошлое и настоящее. Неожиданно семейные травмы и коллективная память всплыли на поверхность, и истории эпохи советской оккупации, которые многие из нас помнят, стали разворачиваться в режиме реального времени в Украине».

Кадр из кинофильма «Мариуполь 2»
Кадр из кинофильма «Мариуполь 2»

Документальные фильмы «Мариуполь» и «Мариуполь 2» сняты литовским режиссером Мантасом Кведаравичюсом, который трагически погиб во время съемок в Украине. По одной из версий его застрелили российские военные. Это копродукция Литвы, Германии и Франции. Фильм был отмечен «специальным упоминанием» на Каннском кинофестивале этого года. Если в первой ленте запечатлена жизнь обитателей Мариуполя после начала боевых действий в этом регионе в 2014 году, то «Мариуполь 2» снимался после начала полномасштабной агрессии в феврале этого года. Кинокамера фиксирует тревожное ожидание мирными жителями очередной артиллерийской атаки российских оккупантов. Люди подметают церковный двор, готовят на костре еду, прячутся в подвале.

Кадр из кинофильма «Сандра нашла работу»
Кадр из кинофильма «Сандра нашла работу»

В программе представлены фильмы разных жанров. Эстонская драма «Сандра нашла работу» (Sandra Gets A Job) рассказывает о женщине-ученой, которую увольняют, и она вынуждена искать работу, а заодно и менять свои заскорузлые представления о мире, ее окружающем.

Кадр из кинофильма Lame-Os
Кадр из кинофильма Lame-Os

Лента «Спящее чудовище» (The Sleeping Beast), снятая Эстонией и Латвией, – мрачноватая сказка о детстве. Lame-Os (Латвия- Чехия) – веселый ностальгический мюзикл о латвийских старшеклассниках. Эстонское «Древо вечной любви» (Tree Of Eternal Love) – эксцентричная комедия, роуд-трип, в который отправляются два приятеля в поисках любви и смысла жизни.

В сюрреалистической ленте «Песни для лисы» (Songs For A Fox), снятой кинематографистами Литвы, Латвии и Эстонии, музыкант ищет свою возлюбленную, а фоном звучат композиции литовского независимого рока.

В центре напряженной социальной драмы «Сестры» (Sisters), копродукции Латвии, Италии и Чехии, две сестры-латышки, которых удочеряет американская семья.

Литовская лента «Пилигримы» (Pilgrims) приглашает в трудное путешествие-расследование странного и жестокого преступления. В Венеции в прошлом году картина получила премию за лучший фильм в секции «Горизонты».

Среди документальных фильмов внимание, несомненно, привлечет «Homo Sovieticus» латвийского режиссера Иво Бриедиса (при участии Литвы и Чехии). Это увлекательное исследование советского мышления, сформированного десятилетиями тоталитаризма и насилия, лживой идеологии и двойных стандартов. Авторы, Иво Бриедис и сценаристка Рита Рудуша, проделали огромную работу, побеседовав со множеством людей, в том числе и с участниками политизированного телешоу тридцатилетней давности.

Кадр из кинофильма «Погребение»
Кадр из кинофильма «Погребение»

«Погребение» (Burial), снятое Литвой и Норвегией, пожалуй, самый медитативный фильм программы, размышляющий об опасности ядерной энергетики и парадоксах передовой науки.

Кадр из кинофильма «Мой отец – шпион»
Кадр из кинофильма «Мой отец – шпион»

На удивительной реальной истории основан документальный латвийский фильм «Мой отец – шпион» (My Father the Spy) режиссеров Яака Килми и Гинтс Грюбе. Будучи советской студенткой в 1978 году, героиня фильма Ива приехала в гости к своему отцу, который работал тогда в советской миссии при ООН. Этот визит перевернул всю ее жизнь.

Программный директор NYBFF Юли Розите родилась в Швеции в семье латышских эмигрантов. Ее мать жила в США, отец – в Австралии. Сама Юли жила и училась в Нью-Йорке, а затем вернулась в Латвию. Это ее четвертый год работы на NYBFF в качестве главного отборщика фильмов.

Юли Розите по сервису Zoom из Риги ответила на вопросы корреспондента Русской службы «Голоса Америки».

Олег Сулькин: Юли, мы с вами говорили четыре года назад, когда вы стали заниматься программированием этого фестиваля.

Юли Розите: Да, я помню.

О.С.: На нынешнем смотре вы показываете 15 фильмов. Сложно ли было их отбирать? Сколько всего игровых и документальных лент производят ежегодно в Эстонии, Латвии и Литве?

Ю.Р.: Отбирать было из чего. В год в трех наших странах выпускают примерно сто фильмов. Некоторые из них слишком новые, и мы планируем их рассматривать только в будущем году.

О.С.: У вас, видимо, есть приоритеты, которыми вы руководствуетесь при отборе?

Ю.Р.: Простите, если то, что я скажу, покажется вам банальностью. Мы предпочитаем хорошие, интересные истории. А технически это выглядит так. Я отмечаю галочками первоначальный список. А потом задаю себе вопросы: какие жанры представлены, есть ли документальные ленты, если ли фильмы женщин-режиссеров. А вот два фильма на одну и ту же тему из Эстонии и Литвы, значит, надо выбрать какой-то один. Нужны фильмы на актуальные темы, нельзя забывать и те, что отмечены призами на кинофестивалях.

О.С.: В программе выделяются два документальных фильма, впрямую адресующие к войне России против Украины. «Мариуполь» и «Мариуполь 2» сняты литовским режиссером Мантасом Кведаравичюсом, который трагически погиб во время съемок. Монтажом второй ленты занималась его команда, включая его невесту. Вы, наверное, с ними контактировали, чтобы заполучить эти фильмы в программу? Первый «Мариуполь» был снят еще в 2016 году. Почему вы решили показать оба фильма?

Ю.Р.: Да, мы общались с продюсером из Литвы Ульяной Ким, а также с агентом по продажам. К тому времени, после премьеры в Канне, он уже определился. Мы решили показать обе ленты, чтобы зритель получил более объемное впечатление о жизни в этом регионе до и после агрессии России в Украине. Мы не смогли получить права на показ «Мариуполь 2» в формате онлайн, его покажем только в реальном кинозале.

О.С.: Вы упомянули фильмы женщин-режиссеров. Центральным событием можно считать анимационный мюзикл «Моя любовная история с женитьбой» (My Love Affair With Marriage) режиссера Сигне Баумане, американки литовского происхождения. Очень оригинально визуальное решение картины, в котором реальная автобиографическая история автора-рассказчицы переплетена со стилизациями под научно-популярное кино. Вы также показываете полнометражный анимационный дебют Баумане «Камни в моих карманах», который вышел на экраны еще в 2014 году и получил несколько призов на фестивалях.

Ю.Р.: Та же история, что и с «Мариуполь 2». Мы не смогли получить права на онлайн-показы «Моей любовной истории с женитьбой». И поэтому решили показать в онлайне дебютный фильм Сигне, чтобы не лишать зрителей нашей стриминговой программы знакомства с этим удивительным и талантливым режиссером. Что касается женщин-режиссеров, то мы покажем «Lame-Os», первый в Латвии мюзикл из жизни старшеклассников, снятый Мартой Мартинсоне. Любопытно, как и лента Баумане, фильм Мартинсоне снят в музыкальном жанре, но это как бы другой жанровый полюс. Фильм не отягощен социальной проблематикой, это такой легкий взгляд на генерацию подростков, ставших совершеннолетними в эпоху миллениума. Фильм не скрывает, что почти все культурные референции этого поколения латышей связаны так или иначе с Америкой.

О.С.: У меня возникло ощущение, что в этом году вы расширяете жанровый диапазон. Скажем, «Погребение» и «Песни для лисы» можно считать сюрреалистическими и даже психоделическими.

Ю.Р.: Да, жанровая палитра расширяется, и кино Балтии обретает четкие контуры. Кстати, в американский прокат недавно вышел литовский научно-фантастический фильм «Веспер». Вообще литовское кино, включая «Погребение» и «Песни для лисы», отражает развитие литовского самосознания в сторону интереса к непростым арт-моделям, в сторону большей уверенности, и, я бы сказала, расслабленности. В целом, в Балтии стали больше снимать комедии самого разного типа, что тоже можно считать ярко выраженной тенденцией.

О.С.: Поправьте меня, если я не прав, но мне кажется, что кино Латвии в большей степени чем кино Эстонии и Литвы, тяготеет к социальным драмам, к рефлексии по поводу недавнего советского прошлого. На прошлом фестивале это был «Прощай, Советский Союз», на нынешнем – «Хомо советикус».

Ю.Р.: Я склонна с вами согласиться. Причем, новым стало обращение к совсем недавнему прошлому, в первую очередь, к 90-м годам. Прежде это были преимущественно ретродрамы времени Первой или Второй мировой войны. Я думаю, это здоровая тенденция, которая может получить интересное продолжение.

О.С.: Практически все фильмы в программе – совместное производство балтийских стран со скандинавскими соседями. Совместное производство в самых разных комбинациях. Есть ли какая-нибудь закономерность в этих альянсах?

Ю.Р.: Комбинации, действительно, очень разнообразные. В то же время заметно, что Эстония тяготеет к сотрудничеству с Финляндией, Литва много сотрудничает со Швецией и Данией, а Латвия успешно кооперируется с Чехией. Есть совместное производство с Норвегией, Германией, Италией, Францией и другими странами. Развитию сотрудничества способствуют успехи балтийских фильмов на международных кинофестивалях. Что создает трудности? Резкий рост инфляции в последнее время.

О.С.: Ковид на долгое время закрыл кинотеатры, и люди уже привыкли к «диванным» просмотрам. Вы показываете фильмы в гибридном варианте – часть в кинозале, часть виртуально. Как говорится, нет худа без добра. Вы теперь можете существенно расширить свою аудиторию. Фестивальные фильмы теперь можно увидеть в Калифорнии, Техасе и других штатах США.

Ю.Р.: Добавлю, и даже на Аляске. Мы опробовали стриминг во время ковида и получили впечатляющие отзывы из очень далеких мест. Нам много пишут выходцы из стран Балтии, живущие в разных штатах, они счастливы услышать впервые за долгие годы с экрана родной язык. Да, виртуальные просмотры очень удобны, но у просмотров на большом экране есть неоспоримые преимущества. Кроме того, мы пригласили создателей всех фильмов приехать в Нью-Йорк, чтобы представить свои работы и пообщаться с аудиторией. Похоже, что приедут все, кроме, может быть, одного гостя.

XS
SM
MD
LG